0
2045
Газета Вера и люди Интернет-версия

17.07.2002 00:00:00

Мне хотелось призвать всех к миру

Тэги: отрадное, храмы, комплекс, баязитов, игумен филипп


- Ряшид Жаббарович, расскажите, пожалуйста, немного о себе и своей семье...

- Я родился в татарской семье в деревне Камкино, под Нижним Новгородом. Сейчас мне 42 года. Мои родители были крестьянами, работали в колхозе. Отец воевал, прошел через всю Отечественную. Всего нас было девять детей: пять братьев и четыре сестры. Одного брата уже нет с нами. Старший остался в деревне, все остальные сейчас в Москве.

- Как в татарской семье, в вашей, в частности, воспитывали детей? Какое место в ней занимал ислам?

- Раньше воспитание было строже. Да и нравственность в татарской среде была выше. Сейчас же, к сожалению, все изменилось в худшую сторону. Тогда, например, никому не могло прийти в голову, что татарка может отказаться от ребенка и оставить его в роддоме. Детей вообще у всех много было и считалось, что иметь много детей - хорошо. В моем детстве нравственные устои татарского общества были несравненно выше. Воспитание было строгим везде, не говоря уже про нашу семью. Мы рано остались без отца (он умер в 1972 г.), и все дети вынуждены были зарабатывать. Я работал с 14 лет - пас овец. Каждую копейку мы отдавали матери.

Что касается религиозного воспитания, мы все были воспитаны в исламе, несмотря на то что религия тогда была притесняема. Наш дед по матери был муллой. Его жена до последнего своего дня была верующей и умерла в 104 года. Каждый четверг мать нас отправляла к мулле относить садака (добровольную милостыню). В нашем доме, как и в других, всегда хранился старинный Коран. Кораны берегли особенно тщательно, их передавали по наследству.

- Чем вы занимаетесь в настоящее время?

- Я владелец крупной строительной компании. Живу в Москве, но строю по всей России. В данное время у нас более четырехсот объектов, в основном детские сады и школы. По своей личной инициативе помогаю восстанавливать мечети и православные храмы.

- Как вы оказались в Москве и как попали в большой бизнес?

- Сразу после школы пошел в армию. Потом решил, что жить буду в Москве. Надо было учиться, но без прописки не брали, а прописка только по лимиту. То есть либо работай, либо женись на москвичке с пропиской. Но жениться я тогда не хотел, потому пошел работать слесарем. Работал и заочно учился на экономическом факультете в Бауманском училище. Потом работал мастером, прорабом. В 1989 г. я уже создал свой кооператив, затем малое предприятие. Занимался только строительством, строил все, что можно было строить: и жилые дома, и детсады, и школы.

- Каким образом из преуспевающего градостроителя вы стали храмостроителем? Что побудило вас построить, например, комплекс в Отрадном?

- Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в Отрадном - это моя личная идея и инициатива. Все, что вы можете здесь увидеть, построил я сам по собственному желанию без согласования с теми или иными религиозными организациями.

Все началось в 1992-м, когда умерла моя мать. Я приехал в наше село, дом был закрыт. Тогда я и подумал, что мать родила девятерых, отец воевал, оба они умерли, а памяти после них не осталось. В деревне Камкино я поставил мечеть в честь отца, а рядом построил медресе (мусульманское духовное училище) в честь матери. После я финансировал строительство мечети и реставрацию православных церквей в Нижнем Новгороде и ряде других регионов России. В середине 90-х я помогал мусульманской общине Соборной мечети на проспекте Мира в Москве в строительно-реставрационных работах. Но мусульман в столице много, а мечети только две. Мне захотелось построить еще одну - на этот раз с двумя минаретами, и я стал подбирать место.

Уже в 1994 г. я и группа других московских татар-мусульман зарегистрировали религиозную организацию "Ярдам" ("Помощь"), которая заявила о своем желании построить третью мечеть в Москве. Выбрали район Отрадное, точнее, территорию, отведенную под районную свалку. Разрешение получили только в 1996 г., а ровно через четыре месяца мечеть уже открыли. От свалки к тому времени не осталось и следа.

В феврале 1997-го за три недели построили православную часовню. Так постепенно возникла идея построить религиозный комплекс всех традиционных для России религий. Сейчас у нас две мечети: суннитская и шиитская (для азербайджанцев), православный храм и часовня, а также синагога. Планируем строить и буддийский храм, уже установлен закладной камень.

Все, что мы строим в Отрадном, строится без привлечения какой-либо зарубежной помощи: здесь задействован только российский капитал.

- Вас не смущала идея, что православный храм, синагога и мечеть будут стоять так близко друг от друга?

- В любом жилом доме на одной площадке могут жить и русские, и евреи, и татары, и кавказцы. Помню, когда я жил в коммуналке в Кривоколенном переулке, у нас на 10 комнат было 10 национальностей и только одна кухня. Как я убедился, простые люди не склонны к национальной или религиозной вражде. В России все вполне могут существовать спокойно и мирно.

Когда мы строили комплекс, нам говорили, что мы сеем семена религиозной войны и что все обязательно "переругаются". Посмотрите, никакой войны нет! В синагогу идут евреи, в мечеть - мусульмане, в церковь - православные, и никто никому не мешает.

Не секрет, что в России "татарин" - слово почти ругательное, а мусульманин в лучшем случае - экстремист, в худшем - террорист. Поэтому строительство было обусловлено еще и личными мотивами, моей внутренней заинтересованностью. Мне хотелось показать, что ислам несет мир, а татарин ничем не хуже русского. Кроме того, хотелось призвать всех к миру. Так и возникла идея построить комплекс всех традиционных религий России, чтобы, посмотрев на него, политики больше не говорили, что у нас одни ваххабиты и националисты среди мусульман.

- Были ли противники вашей идеи и как протекало строительство?

- Честно говоря, против были все: и мусульмане, и православные, и евреи, и префектура района. В самом начале строительства меня даже пытались застрелить. Я пережил клиническую смерть и пролежал в реанимации несколько месяцев. И тем не менее я верю, что мое возвращение из небытия не обошлось без помощи Всевышнего. На больничной койке я дал обет, что если встану на ноги, совершу хадж (паломничество) в Мекку. И я действительно совершил хадж и только после этого достроил мечеть. Теперь я смело могу сказать, что доволен. Ведь в Коране есть такие слова: "Тому, кто возведет дом Аллаха на земле, уготован кров в раю".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1053
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
542
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3061
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2432

Другие новости