0
1685
Газета Вера и люди Интернет-версия

04.06.2003 00:00:00

В Калмыкии по-прежнему ждут Далай-ламу

Джеральдин Фейган

Об авторе: Джеральдин Фейган - корреспондент норвежской службы новостей "Форум 18".

Тэги: Тэло Тулку, калмыкия, буддизм


-Досточтимый Тэло Тулку, можно ли сказать, что буддизм - официальная религия Калмыкии?

- В России Церковь отделена от государства, поэтому я не думаю, что можно говорить об официальном статусе нашей религии, хотя большинство калмыков буддисты. Правительство заботится о социальных нуждах народа, а мы - о духовных. Мы работаем бок о бок, но я не собираюсь быть марионеткой в их руках, как, возможно, им и хотелось бы.

- Получаете ли вы поддержку от государства на строительство хурулов?

- Государство, некогда отнявшее храмы у народа, теперь осознало свою вину и пытается ее искупить. И здесь даже получается некоторый перекос. На социальные нужды выделяется денег, пожалуй, меньше, чем на строительство хурулов.

- Сколько сейчас в Калмыкии буддийских монахов?

- Шестеро приняли полные монашеские обеты, есть еще десять послушников. Для 21 хурула этого маловато. Но, кроме того, в них живут те, кто еще не решил, подходит ли им монашеская жизнь.

- Как относятся православные к возрождению буддизма?

- Я очень тесно сотрудничаю с епископом Элистинским и Калмыцким Зосимой (Остапенко). На всех публичных мероприятиях мы всячески подчеркиваем наши дружеские отношения. Мы открыты для контакта, поэтому между нами существует полное взаимопонимание. На некоторые праздники я приглашаю владыку Зосиму, а иногда сам посещаю православный храм. Может быть, наши пути и разные, но они ведут к одной цели.

- В феврале этого года на конференции в Москве, подготовленной политической партией "Евразия" при содействии Управления внутренней политики администрации президента РФ, в качестве лидера буддистов Калмыкии был представлен некий Дорджи-лама...

- Может быть, в Москве его и знают как Дорджи-ламу, но для калмыков он просто парень с улицы. Раньше он водил городскую маршрутку. В нашей буддийской общине мало монахов, но много искренних людей, готовых жертвовать на хурулы. И есть люди, которые используют эту искренность в своих целях. Они думают, что это наилучший способ получить деньги. Я не называю имен, но таких людей очень много.

- Как вы относитесь к буддийской школе Карма Кагью, довольно активно распространяющейся в России?

- Не скрою, это не та группа, которую я желал бы видеть в Калмыкии. Мы открыты для контакта с представителями разных вероисповеданий. У нас в республике есть и протестанты, и католики. Но никому из них не приходит в голову говорить от имени калмыцкого народа.

Как известно, в тибетском буддизме четыре основные школы: Нингма, Сакья, Кагью и Гелугпа. Традиционно буддизм в России относится к школе Гелугпа, к которой принадлежит наша организация. Остальные три здесь никогда себя особенно не проявляли. Но я считал важным изучать все четыре традиции, чтобы лучше понять их. К сожалению, наша толерантность привела к тому, что представители движения Карма Кагью обосновались в Калмыкии.

- Почему к сожалению?

- Я глубоко почитаю Его Святейшество Далай-ламу и не уважаю людей, которые не признают его величия. Я имею в виду Шамара Ринпоче и Оле Нидала (лидеров всемирной организации Карма Кагью). Эти люди жаждут славы и мечтают стать такими же известными, как Далай-лама. Шамар Ринпоче по крайней мере человек ученый, но к Оле Нидалу это не относится. Его ценности противоречат четырем ценностям буддизма. Говоря о заповеди "не лгать", нужно отличать благую ложь от лжи разрушающей. Самая худшая ложь, когда человек, не достигший состояния просветления, говорит, что он святой. А Оле Нидал сейчас популярнее своего учителя Шамара Ринпоче.

- Тем не менее российская организация Карма Кагью смогла зарегистрироваться на федеральном уровне, потому что ее сочли традиционной для Калмыкии...

- Именно это меня и беспокоит. Все привыкли, что Бурятия, Калмыкия и Тува уже столетиями являются традиционными буддийскими республиками. Российское правительство понятия не имеет о буддизме, тем более о его направлениях и школах. Они верят каждому, кто называет себя буддистом. Да, мы традиционно буддийская республика. Но никого не интересует, какой именно традиции мы следуем.

- Существуют ли попытки создать всероссийскую организацию последователей школы Гелугпа?

- В Бурятии есть традиционная буддийская Сангха. До этого в советский период существовало Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ), куда входили представители всех трех буддийских республик. До избрания нынешнего главы Сангхи Дамбы Аюшеева у нас были равные права: нас одинаково финансировало правительство, мы на равных посещали буддийские конференции за границей. Потом пришел Аюшеев и послал куда подальше калмыков и тувинцев, и потребовал отдать все бурятам. При этом каждый раз на встречах с федеральными властями он говорит от имени всех буддистов России. Но я не протестую. Я не хочу участвовать в этих дрязгах, и то, что происходит за кулисами, меня не интересует.

- Как обстоят дела с приездом Далай-ламы?

- Мы ждем уже десять лет. К сожалению, все упирается в политику. Если бы мы обжаловали отказ Его Святейшеству во въездной визе в Верховном суде, то, без сомнения, выиграли бы. Во-первых, мы традиционная буддийская республика, и федеральное правительство признает это. Во-вторых, это наше конституционное право. В-третьих, какой вред мог бы Далай-лама причинить России? Я не думаю, что с этим можно спорить.

- Но надежда все-таки есть?

- Мы стараемся сохранять оптимизм, но эта ситуация, конечно, не может не огорчать. Я уважаю китайско-российские отношения, но мы хотим, чтобы уважались и наши интересы. Федеральная власть, несомненно, знает, что буддизм - традиционная религия. Почему же тогда буддистам отказано в праве приглашать их лидера? Однако власть каждый раз старается обойти эту проблему. Это стало скандалом еще в прошлом году, но если это повторится, мы будем протестовать более решительно. Это не угроза. Масса людей готовы выступить хоть завтра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2029
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4713
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2575
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2961

Другие новости