0
3765
Газета Вера и люди Интернет-версия

03.09.2003 00:00:00

Духовный правитель Монголии

Борис Малышев

Об авторе: Борис Александрович Малышев - кандидат исторических наук, сотрудник интернет-сайта "Мир религий".

Тэги: Монголия, буддизм, история, развитие


Тибетский буддизм начал распространяться в Монголии еще в начале XIII века. В 1252 г. внук Чингисхана хан Хубилай, основавший монгольскую династию Юань в Китае, и один из выдающихся духовных лидеров Тибета Пагба-лама подписали знаменитую "Жемчужную хартию", согласно которой Пагба-лама становился главой буддийской сангхи Монгольской империи. Однако в то время буддизм приняла лишь верхушка монгольского общества, а основная масса населения продолжала придерживаться шаманизма и местных языческих культов.

Подлинное утверждение буддизма произошло только в XVI в., после распада империи Чингисхана, когда Монголия представляла собой ряд независимых владений, располагавшихся по трем сторонам от пустыни Гоби - северной (Халха), южной и западной. Значительное место среди князей (нойонов) занимал правитель Халхи Алтан-хан (1543-1582). В 1576 г. на съезде всех монгольских князей, проведенном по инициативе Алтан-хана на озере Кукунор с участием Далай-ламы III, буддизм школы Гэлугпа был провозглашен государственной религией монголов.

Для упрочения буддийского учения среди монгольской аристократии стал широко применяться институт "хубилганов", или "перерожденцев". В традиции тибетского буддизма титул хубилгана обычно присваивался лицам духовного звания (ламам), которые объявлялись либо "перерожденцами" выдающихся деятелей и подвижников буддизма, либо воплощениями божеств буддийского пантеона. Так, высший иерарх тибетского буддизма Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, а занимающий второе место в духовной иерархии Панчен-лама - воплощением будды Амитабхи и т.д. Но в отличие от Тибета в Монголии "перерожденцами" стали провозглашаться и светские лица, как правило, наиболее влиятельные князья, что в значительной степени повышало не только их политический, но и духовный авторитет. Так появился титул хутухты - светского князя-перерожденца, в то время как духовные лица получали титулы гэгэна (монг. "просветленный").

Позднее титула хутухты удостаивались только те княжеские сыновья, которые получали духовное образование, а к середине XVII в. в Монголии хутухта стал уже считаться высшим титулом среди лиц духовного звания.

В 1650 г. Далай-лама V объявил Лобсан-дамба-чжамцана, сына одного из самых могущественных князей Халхи Тушету-хана Гомбодорджи, воплощением Таранатхи Гунга-Ньинбо (крупного религиозного деятеля Тибета (1575-1634), проповедника, историка и знатока санскрита) и провозгласил его духовным главой буддистов Монголии с титулом Джебдзун-дамба-хутухта. Этим актом был ознаменован союз, заключенный между наиболее влиятельным монгольским ханом и иерархом школы Гэлугпа, а титул Джебдзун-дамба-хутухта фактически занял третье место в иерархии школы после Далай-ламы и Панчен-ламы.

Поскольку на тот момент в Монголии еще отсутствовало как государственное, так и религиозное единство, Джебдзун-дамба-хутухта сначала был духовным главой только Тушетуханского аймака. Но по мере того как аймаки Халхи, теснимые с запада воинственным джунгарским ханом Галданом, а с востока - Маньчжурской империей, утрачивали надежду на самостоятельность и по очереди признавали себя вассалами империи, росло политическое и духовное лидерство Джебдзун-дамба-хутухты.

Другое название титула Джебдзун-дамба-хутухта - Богдо-гэгэн (монг. "главный просветленный"). Впервые титул с таким названием получил выдающийся тибетский проповедник XVI-XVII вв. Донкор-манцзушрийи-гэгэн. Он вел активную миссионерскую деятельность среди кочующих народов Монголии, был инициатором строительства многих храмов и монастырей, обучал и давал посвящения первым монгольским ламам и принимал участие в создании целого ряда обрядовых форм, характерных для монгольской традиции.

В истории Монголии было восемь верховных иерархов, носивших титул Богдо-гэгэн Джебдзун-дамба-хутухта.

Правление Джебдзун-дамба-хутухты VIII (1870-1924), последнего духовного правителя Монголии, совпало с бурными политическими потрясениями, охватившими страну. В конце XIX - начале XX в. Монголия становится объектом борьбы колониальных держав за господство на Дальнем Востоке и в Центральной Азии. Главными соперниками в этой борьбе были Россия и Япония. В этих условиях Цинская династия начала активно проводить колонизацию Монголии, ликвидируя остатки былой автономии владетельных монгольских князей, передавая непосредственное управление страной в руки своей бюрократии. Эта политика вызвала сопротивление всех слоев общества, и свержение маньчжурского владычества стало общенациональной задачей. Летом 1911 г. в Урге (современный Улан-Батор) состоялось тайное собрание князей, решивших послать в Петербург секретную миссию для переговоров о помощи со стороны России в создании независимого монгольского государства. Правительство России предложило Монголии добиваться получения широкой автономии в составе Китая и обещало князьям свою помощь в обмен на ряд привилегий в Монголии.

В ноябре 1911 г. в Урге было объявлено о свержении власти Цинской династии и об образовании независимого монгольского государства во главе с Богдо-гэгэном. 16 декабря 1911 г. состоялась церемония восшествия Богдо-гэгэна на престол. Созданное Богдо-гэгэном правительство в течение трех лет безуспешно добивалось признания иностранными державами суверенитета Монголии и в итоге вынуждено было согласиться на статус автономной территории в составе Китая, что и было юридически оформлено Кяхтинским соглашением 1915 г.

В 1917 г., опасаясь влияния революционных событий в России, монгольское правительство закрыло границу с РСФСР. Весной 1918 г. оно дало согласие на ввод в страну китайских войск, а в ноябре 1919 г. полностью отказалось от автономии. В 1920-1921 гг. Монголию оккупировала "Дикая дивизия" барона фон Штернберга, который установил жестокий режим военной диктатуры. Сложившийся в стране острый политический кризис перерос в вооруженное восстание и окончился приходом к власти Монгольской народно-революционной партии в июле 1921 г.

Последний Богдо-гэгэн вел образ жизни, не соответствующий его положению и высокому титулу (нарушение обета безбрачия, пристрастие к спиртным напиткам, в частности к шампанскому). Несмотря на это, он до самой смерти (1924 г.) оставался светским и духовным главой государства и, считаясь "живым божеством", был объектом поклонения всех слоев населения Монголии.

Резиденция Богдо-гэгэнов находилась в Урге сначала в монастыре Амур-Баясхулантухите, а с 1832 г. - в дворцово-храмовом комплексе Ногон-Орго.

Вскоре после провозглашения Монголии народной республикой под давлением советского режима в стране развернулась антирелигиозная кампания. Монахи подвергались жестоким репрессиям, а монастыри и духовные школы закрывались. Уже к концу 30-х годов на территории Монголии остался один действующий монастырь. С ликвидацией высших иерархов сангхи исчезли и институт хубилганов, и преемственность "перерожденцев", носивших титул Джебдзун-дамба-хутухта, была прервана.

Но монгольское духовенство, иммигрировавшее в Тибет, всеми силами пыталось сохранить прерванную традицию. В 1934 г. хубилганом Таранатхи и преемником покойного Джебдзун-дамба-хутухты VIII был провозглашен четырехлетний мальчик, получивший титул Богдо-гэгэн Халха Джебдзун-дамба Римпоче IX. Но ни правительство Монгольской Народной Республики, ни правительство Китая официально так и не признали этого решения Лхасы.

Джебдзун-дамба Римпоче IX получил образование в Гоман-дацане знаменитого монастыря Дрепунг. Его учителем и духовным наставником был Геше Тубтен Ньима, бурят по происхождению. Получив ученую степень лхарамба (доктора буддийской философии), Джебдзун-дамба Римпоче IX провел несколько лет в горах, занимаясь в затворничестве медитацией.

В 1959 г., когда гонения на буддийское духовенство начались и в Тибете, Джебдзун-дамба Римпоче IX вместе с Далай-ламой XIV иммигрировал в Индию, где в 1991 г. состоялась официальная церемония его возведения на трон. Это произошло, когда иерарху исполнился 61 год. В настоящее время Богдо-гэгэн Халха Джебдзун-дамба Римпоче IX проживает в Дхарамсале (Индия). Начиная с 1997 г. он несколько раз посетил Россию, где по просьбе своих многочисленных учеников проводил занятия по медитации и совершал духовные посвящения.

По поводу законности избрания Джебдзун-дамба Римпоче IX среди буддистов Монголии, Тибета и Бурятии существуют серьезные разногласия. Правительство и буддийская сангха Монголии не признают его избрания. Официально главой буддистов Монголии продолжает считаться иерарх, имеющий титул Пандидо Хамбо-лама.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1897
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
908
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4528
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3515

Другие новости