0
1110
Газета Вера и люди Интернет-версия

02.02.2005 00:00:00

Миссионер в стране Советов

Евгений Рашковский

Об авторе: Евгений Борисович Рашковский - доктор исторических наук.

Тэги: мень, библия, Миссионер


Тех, кто лично знал отца Александра (а мне посчастливилось знать его с 1968 г.), и тех, кто познакомился с творчеством священника после его гибели, поражают не только его внутренняя цельность, но также и необыкновенная широта этой личности. Однако и эта цельность, и этот размах коренились прежде всего в жизненном выборе о. Александра. Еще в отрочестве он определил свой будущий путь как путь православного священника. И прошел его полностью, следуя своему призванию, став не только пастырем, ученым, мыслителем, но и мучеником.

Более 20 лет я восхищался его вдохновенным служением у алтаря, слушал проповеди, исповедовался ему, читал его книги. А в период относительной "перестроечной" свободы мне посчастливилось посещать публичные лекции о. Александра. И все это может стать особыми темами для бесед и размышлений. Но сейчас мне бы хотелось рассказать об одной из самых дорогих для меня сторон его наследия - о библейском мышлении.

От отца Александра часто можно было услышать: "Я всего лишь популяризатор. Популяризирую из жалости к людям". И в этих словах было столько смирения и самоиронии. Пусть так. Но для меня, как философа и историка гуманитарных знаний, эта замешенная на сострадании "популяризация" дорогого стоит. Соображениями на эту тему я и хотел бы поделиться в своих кратких заметках.

Пятнадцать лет прошло со времени убийства священника, а его все критикуют. Критикуют уверенно и лихо, например в недостатке ортодоксальности, как если бы кто-то имел нравственное право претендовать ex cathedra на обладание эталоном ортодоксальности. Этот тип критики, в общем-то, не выходит за рамки злословия, и рассуждать о нем скучно.

Но есть и другой, более основательный, "ученый", тип критики библейских воззрений и трудов о. Александра. Критики этого рода упрекают священника в отрывочности и описательности его идей и текстов. Видимо, они забывают, что он трудился над своими книгами, не только неся на себе полную "выкладку" обязанностей приходского священника, но и работая в условиях идеологической и информационной самоблокады советского государства, в условиях перманентных, как и сама большевистская революция, полицейских гонений.

Отдельные мотивы нынешней "научной" критики трудов о. Александра я готов легко принять. Тем паче что библеистика, как и всякая наука, есть всегда поле критики и самообновления. Но вот что для меня неприемлемо: совершенно ненаучный разоблачительный пафос иных из критиков, чьи труды и исследования во многом и сами-то были подсказаны трудами о. Александра. Трудами 60-80-х годов, то есть весьма далеких с историко-научной точки зрения времен. Здесь, на мой взгляд, работает все тот же вечный и печальный архетип неблагодарного ученика┘

Библейский подход Александра Меня действительно своеобразен. Библия для него - не только свод сложившихся и текстологически изученных произведений, но и сама жизнь, молитвенная, литургическая, интеллектуально-духовная, художественная, социальная. Жизнь, инициированная священными текстами и Тем, Кто образует живое средоточие этих текстов - Иисусом Христом.

Меня поражает высокая степень цитируемости трудов о. Александра, прежде всего его многотомника "В поисках Пути, Истины и Жизни" и его книг о православном богослужении, в разных странах: России, Белоруссии, на Украине, в Польше, Словакии, республиках Балтии, во Франции и Италии┘ Так что и поныне его публикации остаются неотъемлемой частью распространения библейских знаний и в научном сообществе, и среди читающей публики.

А уж его трехтомный Библиологический словарь незаменим для всех: и не для слишком мудрящих верующих, и для студентов, и для ученой элиты. Стало быть, его труды, даже с формальной науковедческой точки зрения, не однодневки, не преходящая сенсация "перестроечных" времен. Нынешняя российская (да и не только российская) библейская наука базируется на его систематизациях и популяризациях, на его оригинальных изысканиях, которые совершались в крайне сложных условиях. Ведь квалифицированная популяризация несет в себе не только огромную просветительскую, но и внутринаучную ценность. Подчас она отвечает и за взаимопонимание между специалистами внутри любой из разветвленных областей знания.

А теперь несколько слов о внутреннем содержании библейских интересов и исследований о. Александра. В трудах и устных беседах он неоднократно высказывал мысль, что библейские знания не могут быть сведены к библейской текстологии, археологии или поэтике, к тонким семантическим или источниковедческим изысканиям. Все это необходимые, но не вполне достаточные элементы библейского знания или шире - библейского познания. Ведь тексты Вечной Книги существуют не только ради ученого mainstream"а, но прежде всего ради человеческой жизни.

Отсюда и идея широкой и многогранной библейской науки, библиологии, как представлял ее о. Александр: огромного, живого, одухотворенного заботой о судьбах человека и его культуры свода знаний о Библии в мире и о мире в Библии.

Если говорить о сердцевине библейских интересов Александра Меня, то я определил бы ее так: движение дохристианского - первобытного, восточного, еврейского, античного - человечества к библейским смыслам и передача этих смыслов последующему человечеству.

А в чем же, на его взгляд, суть этих самых библейских смыслов? Прежде всего в откровении Богочеловека Христа в истории человеческого духа, в преломленности этого Лика в наших людских судьбах. И каждое поколение, по существу, заново, на свой страх и риск, со всеми приобретениями и потерями, призвано решать эту сверхисторическую и для всех насущную задачу.

Но даже если не разделять эту православную и христоцентрическую позицию о. Александра, то кто, собственно, сказал, что проблема поисков святыни и человеческого достоинства в истории "ненаучна", что она по ту сторону современного научного дискурса? Открещиваясь от этой проблемы, мы перечеркиваем проблематику трудов и таких социогуманитарных мыслителей прошлого века, как Бенедетто Кроче, Арнольд Джозеф Тойнби, Карл Ясперс, Шмуэль Ноах Айзенштадт. Боюсь, что мы перечеркиваем и многое во внутреннем содержании историографии постмодернизма┘

Так или иначе, в человеке непрерывно пересоздается, если вспомнить слова Ломоносова, естества устав, пересоздается с тем, чтобы сообщить новое дыхание и новую красоту и человеку, и жизни, и самому бытию. Это не очередная утопия, но живой праксис христианства, данный нам в опыте святых, подвижников, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов, мастеров науки, социальных реформаторов. "Бог Авраама, Исаака и Иакова" и "Бог философов и ученых", даже если признать всю силу этой антитезы Паскаля, в конечном счете - Один и Тот же Бог (Евр. 13:8).

"Да будь я и негром преклонных годов (эта строка из Маяковского была у о. Александра одной из любимых его присказок), да будь я трижды позитивистом или атеистом, я бы все равно не смог откреститься от проблемы насущных человеческих смыслов как от одной из глубинных и непреложных проблем научного знания".

Есть еще один важный и специфический момент, касающийся Библиологического словаря, который составил о. Александр. Этот уникальный компендиум включает в себя оригинальные авторские разыскания по истории российской православной библеистики. Готов согласиться, что эта ветвь библейских исследований, быть может, не самая осведомленная и не самая глубокая в истории мировых библейских знаний, да к тому же и насильственно оборванная десятилетиями безбожной диктатуры. Может быть┘

Однако кто сказал, что православие - не часть вселенского библейского древа и что православная библеистика дооктябрьских времен - не часть мировой научной, философской и богословской мысли? Ведь на православных библейских исследованиях и интерпретациях в значительной мере воспитывались люди, оказавшие существенное влияние на мировой христианский опыт: Владимир Соловьев, Сергий Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев, митрополит Антоний Сурожский да и сам протоиерей Александр Мень.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2048
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4736
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2593
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2976

Другие новости