0
1296
Газета Вера и люди Интернет-версия

15.11.2006 00:00:00

Папа мира

Анатолий Красиков

Об авторе: Анатолий Андреевич Красиков - профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН.

Тэги: иоанн xxiii, католик, ватикан


25 ноября исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося представителя западного христианства – Папы Римского Иоанна XXIII (в миру – Анджело Джузеппе Ронкалли). С именем этого религиозного и государственного деятеля, с которым мне выпало счастье познакомиться лично во время созванного им II Ватиканского Собора (1962–1965), связан коренной поворот в жизни самой крупной христианской Церкви, объединяющей сегодня более миллиарда жителей планеты. Он имел мужество решительно и бесповоротно порвать с многовековой традицией деления людей на «наших» и «не наших», с одной стороны – правоверных католиков, с другой – всех остальных, называвшихся если не еретиками, то уж, во всяком случае, «лишенными благодати».

Совсем недавно, в этом году, с большой теплотой о «Папе мира», как стали называть Иоанна XXIII еще при жизни (и продолжают называть до сих пор), отозвался в беседе с автором этих строк Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А вот как охарактеризовал его митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В письменном приветствии участникам международной научной конференции «Иоанн XXIII и современный мир», проведенной в Институте Европы РАН в декабре юбилейного 2000 года и приуроченной к 35-летию окончания Второго Ватиканского собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата констатировал:

«Иоанн XXIII стал движущей и вдохновляющей силой преобразований, влияние которых не ограничилось рамками внутренней жизни Римско-Католической Церкви, но отразилось на всем комплексе межхристианских, межрелигиозных и международных отношений. Это был решительный поворот от конфронтации к диалогу и сотрудничеству. В эпоху важных перемен в жизни Римско-Католической Церкви от ее Предстоятеля требовались большое мужество и решимость. Эти качества были сполна явлены Папой Иоанном XXIII. Будем же помнить, что часто от всех нас, каждого на своем месте, зависит то, чтобы великие деяния великих людей не уходили в безвозвратное прошлое, а приносили изобильные благие плоды во славу Бога».

Вот уже много лет я регулярно посещаю городок (некогда деревню) Сотто-иль-Монте в итальянской провинции Бергамо, где в 1881 г. в многодетной крестьянской семье Ронкалли и родился будущий «Папа мира». Компанию мне составляет итальянский историк, писатель и журналист Марко Ронкалли, внучатый племянник Иоанна XXIIII, представитель поистине огромного клана (достаточно сказать, что у самого Папы было 12 братьев и сестер). Не будет преувеличением сказать, что в городке буквально все дышит памятью о Понтифике.

Впрочем, память о нем хранят не только места, но и люди. Один из таких людей – бывший личный секретарь Иоанна XXIII 91-летний архиепископ Лорис Каповилла. Именно он сохранил и в последние годы опубликовал свыше 700 личных писем Понтифика. Если ознакомиться с этими документами, то становится понятно, что взятый Папой в конце 50-х гг. курс на расчистку завалов, накопившихся на пути взаимоотношений между католиками и христианами других конфессий, между верующими и неверующими, не был чем-то неожиданным. Задолго до избрания на Папский престол Анджело Ронкалли не скрывал критического отношения к утверждениям о том, будто лишь одна из христианских традиций (в данном случае – католическая) заключает в себе всю полноту истины, в то время как все остальные не более чем «ересь».

Еще в 1926 г., находясь на церковно-дипломатической службе в Болгарии (Папским нунцием в этой стране будущий Понтифик был с 1925 по 1935 г. – «НГР»), 45-летний монсеньор Ронкалли выразил свою точку зрения по этому вопросу в письме к одному православному корреспонденту: «Католики и православные – не враги, а братья. У нас одна вера, те же самые таинства, прежде всего евхаристия. Нас разделяют некоторые недоразумения в вопросах Божественного строительства Церкви Господа нашего Иисуса Христа. Но те, кто оказался у истоков этих недоразумений, умерли много веков тому назад. Так отодвинем же в сторону старые споры и займемся, каждый в своей среде, работой с тем, чтобы внушить нашим братьям чувство доброты, подавая им собственный добрый пример».

После избрания на Папский престол Ронкалли дал указание убрать из текста молитвы Страстной пятницы упоминание о «коварных иудеях» (perfidos iudeos), оскорблявшее приверженцев иудаизма. А сразу же после открытия Второго Ватиканского собора в октябре 1962 г. пригласил на встречу, проходившую в знаменитой Сикстинской капелле, членов зарубежных делегаций, чтобы привлечь их внимание к самой жгучей проблеме, волнующей все народы, людей разных взглядов и разных религиозных убеждений. «Перед нами шедевр Микеланджело, его грандиозное творение «Страшный суд», вся глубина серьезности которого заставляет задуматься, подумать как следует, – сказал Папа. – Да, мы должны будем отдать отчет Господу, мы и все главы правительств, несущие ответственность за судьбы народов. Пусть же осенит их сознание, пусть прислушаются к возгласу беспокойства, который поднимается к небу со всех краев Земли как от отдельных людей, так и от целых человеческих сообществ: мира, мира!».

Несколько дней спустя Папа вернулся к той же теме, сознавая, что она далека от того, чтобы быть исчерпанной: «Мир – это самое ценное, самое великое, самое святое из всех благ... Человечество устало от тревоги, волнений и неуверенности, которые заставляют замирать сердце и останавливают порывы любой простой души, готовой спокойно заниматься выполнением на Земле своего долга, но оказывающейся перед ужасной дилеммой: мир или война».

В рождественском послании в декабре 1962 г. – последнем в его жизни – Иоанн XXIII вновь призвал государственных деятелей приложить все усилия, использовать все возможности, чтобы спасти мир во всем мире. Диалогу и миротворчеству было посвящено его подлинное политическое завещание – энциклика «Pacem in Terris» («Мир на Земле»), обращенная, вопреки традиции, не только к духовенству и верующим, но и «ко всем людям доброй воли». Она была опубликована 11 апреля 1963 г., в Великий четверг страстной недели, в память о словах, произнесенных Христом во время Тайной вечери: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Евангелие от Иоанна 14:27).

Еще при жизни Анджело Ронкалли текст энциклики был опубликован в подробном изложении на страницах московского еженедельника «За рубежом» (что вызвало сенсацию во всем мире). Этот документ лег в основу Апостольской конституции о Церкви в современном мире («Gaudium et spes»), принятой II Ватиканским собором в последний день его работы, 7 декабря 1965 г., и сохраняет свою актуальность по сей день.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2263
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5050
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2776
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3204

Другие новости