0
1754
Газета Вера и люди Интернет-версия

19.03.2008 00:00:00

Дела житейские

Александр Зорин

Об авторе: Александр Иванович Зорин - писатель.

Тэги: вокзал, гостиница, священник


вокзал, гостиница, священник «Надзиратель открыл нам женскую камеру. В ней пятнадцать человек и четыре двухъярусные шконки. Спят по двое. Накурено».
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Зал ожидания Казанского вокзала платный: десять рублей для тех, у кого нет билета на поезд. Собака проходит бесплатно и ложится под батареями на свое законное место. А инвалида в телогреечке, костыляющего нога за ногу, не пускают. Позавидуешь собаке┘

Я взял билет на дневной поезд, чтобы к вечеру быть на месте. Высплюсь спокойно в гостинице.

Купе я делил с молодым человеком лет тридцати. За весь день мы не сказали друг другу ни слова. Он читал толстенный том Набокова. Я читал свое, дремал, ходил за кипятком, в туалет мыть банку из-под салата – отлучался из купе не однажды.

В гостинице заполнил бланки, выбрал самый дешевый номер.

– На сколько дней? – спрашивает женщина из окошка.

– Пока на сутки.

Открываю кошелек – пусто. В карманах, в подкладке, сверху, снизу, изнутри и снаружи – пусто. Неужели забыл дома?.. Или этот┘ почитатель Набокова?..

Продавщица газет, милиционер, администраторша отложили свои дела, смотрят на меня, как смотрели однажды любопытные с берега в Симеизе, когда я тонул.

Придется заночевать у отца Андрея, к которому я и командирован по делам благотворительного отдела Патриархии. Но у него одна комната, жена, дети┘ Да и доехать надо┘ на трамвае┘ зайцем┘

Слава Богу, добрался без контролеров. Подъезд открыт, лифт не работает, восьмой этаж. Женщина, вошедшая следом, объясняет: «А его еще не подключили. Год без лифта живем. В соседнем доме есть, обещают и нас к ноябрьским облифтить». Потопали с ней вместе. От предложения помочь она отказалась, хотя сумка по виду тяжелая: картошка, хлеб, еще что-то. «А вы к кому?» – «К отцу Андрею, священнику». – «Мне выше. Он дома. Давеча с кем-то входил».

Отец Андрей открыл дверь, не спрашивая, кто звонит. Просиял. «А я вас завтра ждал. Ну и хорошо, входите, у нас день рождения. Знакомьтесь: моя крестница Варя, ее муж Владимир». На скатерти четвертинка «Столичной», картошка с сардельками, мандарины, драже в шоколаде.

Вечером на кухне, доканчивая с хозяином четвертинку, я узнал, что Варя сирота, что родители ее пропили квартиру, сдали дочку в интернат, года два пожили на городской свалке и замерзли оба в новогоднюю ночь. Варя выучилась на парикмахера, но священник не благословил ее работать, а посоветовал поступать в духовное училище, которое она и заканчивает по классу церковного пения. «Она тебе любой мотив воспроизведет – хоть шлягер, хоть симфонию Шостаковича. Память на музыку феноменальная». Муж Вари шофер «Скорой помощи». Зарплата мизерная. Живут в общежитии.

– В какой же храм вас распределят? – спросил я Варю.

– Хорошо бы в сельский, чтоб домик свой┘ Да что гадать, Господь устроит┘

– Я бы ее регентом и в наш взял, – говорит отец Андрей. – Из училища или настоящим христианином выйдешь, или законченным атеистом. Атмосфера та же, что и во времена Чернышевского и Добролюбова, когда духовные школы готовили будущих революционеров.

Я поведал ему, что остался без гроша, почему и не поехал в гостиницу. Оказалось, что он тоже на мели.

– Уплатил сегодня за оформление телефона. На последние им столик собрал. Выкрутимся. Дело житейское. Сам хотел у настоятеля занимать.

Кроме своего прихода, Благовещенского, у него еще два: в колонии строгого режима и в следственном изоляторе.

Утром мы поехали в храм, у отца Андрея дежурный день.

Настоятеля в храме не было.

– Подожди меня в гробовой, я скоро. – Отец Андрей ввел меня в церковную лавку, в которой помещаются и ритуальные принадлежности.

Женщина спрашивает клиента:

– А какой вам гроб нужен?

– На метр восемьдесят.

– Ну, это недорого, 250 рублей. Последняя обитель.

Она слышала наш разговор со священником. Посочувствовала, повздыхала и достала десятку. «Возьмите, возьмите, кто в беду не попадал. Десятка здесь деньги. Автобусный билет полтора рубля, маршрутка – три».

Вернулся ни с чем отец Андрей.

– Вся надежда на хозяйственника, на Хорькова. Но он мотается, как пчелка. Сейчас уехал с гаишниками. А им попробуй не угоди, остановят в любом месте, – оправдывает отец Андрей зависимость епархиального служащего от светских властей. – А известно, ГАИ власть номер один.

Пристегнутый к отцу Андрею, как к креслу в самолете, я испытывал двойную неловкость: от бездействия и безденежья.

– Надо бы гостинец матушке купить, в книжный заглянуть┘ Хорошо хоть дети в летнем лагере, - в шутку пожаловался я.

– Моя Зинаида Аслановна не любит, чтобы ее матушкой величали. Зовите просто по имени-отчеству.

Выяснилось, что человек она не церковный. Работает в конструкторском бюро, полтора часа на трамваях в один конец. Приносит работу и домой: по вечерам и воскресеньям от кульмана не отходит. Отец Андрей, читая мои мысли, отвечает народной мудростью: «Кто нужды не видал, тот и счастья не знает». И шепотом добавил: «Она чеченка┘» – «Ну а если Хорьков нас прокатит, я попрошу у начальника СИЗО, завтра так и так туда идти».

Я смотрю, как он пересекает церковный двор, то и дело останавливаясь для благословения, о чем просит каждый встречный: наклон головы, спины, ладони лодочкой, куда священник вкладывает свою для поцелуя. Вот остановили его две монахини. Он их выслушал, оглядывается в мою сторону, машет рукой, подзывая.

– Александр Иваныч, ты сочинитель, напиши прошение на фабрику. Сестричкам обещают помощь: колготки трикотажные и шерстяные, без искусственных примесей. А ко мне сейчас свадьба едет, венчание.

Для написания прошения нужен стол, пошли в сторожку.

– Что-то у тебя, Иван Аксентьевич, кактус завял. Совсем, что ли, не поливаешь? – спрашивает сестра Олимпия сторожа.

– Сглазили, – ответил он хмуро и поднялся навстречу молодому человеку. Тот, увидев женщин, смутился.

– Я к отцу Андрею приехал, но у него сейчас венчание. Нельзя ли туалетом воспользоваться?

– А что вы хотите в туалете?

– Ну, – юноша покраснел, – нужду справить, малую.

– Малую можно, а по тяжелому домой ступайте, у нас храмовый туалет не работает.

Отец Андрей нарасхват. Давно уже повенчал – между прочим, весьма и весьма пожилую пару – и опять пропал с юношей. У него явно проповедническая харизма. С любым, кто его остановит, двумя словами не ограничится. В потоке его речей не все мне кажется равноценным, однако попадаются выстраданные мысли. Например, о России – нищей и суеверной, на которой, честно сказать, я готов уже крест поставить. Отец Андрей со мной решительно не согласен. После общих рассуждений припечатывает пословицей: «Нужда заставит Богу молиться. Ведь отчего развал и жульничество? От безверия. Народ и до революции по-настоящему Бога не знал, а при коммунистах и подавно. У нас и Церковь-то еще советская. Бывший главный уполномоченный по нашей епархии, полковник КГБ в отставке, сейчас занимает административную должность при епископе. Священников уму-разуму учит. Пока Церковь не обновится, не очистится, общество не проснется».

Видя его, как мне кажется, чрезмерное погружение в ситуацию, я иной раз поторапливаю. «Опоздаем, отче, люди ждут». – «Ничего, не спеши, вот сейчас помолимся». Или: «Ничего, чайку попьем, мы успеем».

Боюсь, что снова мне его ждать и ждать. Опять кто-то спрашивает отца Андрея.

– Не знаю, – отвечает сторож, – куда-то делся.

Наконец появляется.

– Придется икону освятить. Женщина принесла. Это двадцать минут. Хотел отказаться, обиделась.

Храм, в котором служит отец Андрей, построен в ХVI веке. Советская власть его не закрывала. Свет из высоких окон не доходит до иконостаса. Здесь и днем полумрак, если нет службы. Редкие свечки. Черные иконы. Уже во втором ряду ни одну не разглядеть, да и в первом трудно. Деисусный чин в потемках.

Я поставил свечку св. Пантелеимону, целителю за всех болящих, вспомнил их поименно┘ В храме холодновато┘ Сколько ждать отца Андрея, непонятно┘ Ну что ж, пообщаюсь с Иваном Аксентьевичем┘

В сторожке тепло. Звонит телефон. «Але! Да-да, мне. Два мешка. Да, я договаривался. У меня дежурство круглый день. Привозите, буду ждать». «Ну, вот, – зевает, – трубку можно теперь не брать». Опять звонит телефон. Иван Аксентьевич даже не глядит в ту сторону. «Картошку привезут по пятьдесят рэ мешок. Это я внукам, мы с бабкой еще старую не доели».

– А в Москве картошка семь-восемь рублей килограмм, – сообщаю я, желая поддержать разговор.

– Мне давали комнату в Москве, на Щелковской, да я отказался, от центра далеко.

– А зачем вам центр?

– А как же, если в Москве жить – только в центре.

Вернулся наконец освободившийся отец Андрей, и мы пошли к трамвайной остановке. Он еще не остыл от проповеди, которую, наверное, выдал после освящения икон.

– Не храмы надо строить, не стены возводить, а людей просвещать, в их душах храмы закладывать. У нас в районе четыре храма построили, а толку! Молодежь на дискотеку валит, а на литургии одни бабушки.

– Придется подождать, когда молодые состарятся.

– Нет, я ждать не любитель. Я и бабушкам мозги прочищаю. Потеха с ними. Они перед причастием рот не чистят. Я им на проповеди всякий раз напоминаю об омовении уст. Боитесь зубной пасты проглотить, а слюны с микробом не боитесь, заразы, которая в вас, не боитесь Господу передать! Что бабули! И батюшка иной перед службой рта не помоет. От него чесноком и перегаром несет.

Заболела, тащится в храм. «Надо причаститься». Чихает перед аналоем, ну прямо артобстрел ковровым налетом. Им литургия, как зачин к акафистам. Обязательно на каждой службе им акафист подавай. Закажут, да не одна. Становятся на колени, потом на руки, и так, подняв дуло, выстаивают до конца.

– Чего на них обижаться, им на комсомольских собраниях не объясняли, как вести себя в храме.

– А я не обижаюсь. Я им всем детские Библии раздал, с цветными картинками, протестанты печатают. И летом их на чай собираю, по воскресеньям. Беседы провожу. Глядишь, и внуки потянутся.

На трамвайной остановке матерные надписи. Не решусь их воспроизводить полностью, но, чуть прикрыв, попробую. Уж очень красноречиво они свидетельствуют о равновесии противоборствующих сил: «П┘.ц (то есть конец. – А.З.) жидью» и «Националистов на х..».

Отец Андрей перекрестился.

– У нас этой дряни хватает. Не пойму, кто они – фашисты, изуверы? А все при крестах. Митинг собрали, где каменный олень стоит. Я тоже вышел к микрофону: «Вы всех евреев ругаете?» – «Всех!» – «А Христос! А апостолы! А Матерь Божья! Вы не православные! Вы враги православия! Вы враги России!» Они на меня с железками: «Иди, иди, не проповедуй, пока мы тебе бошку не проломили!»

В трамвае со многими здоровается. У кондукторши сын погиб в Чечне. Он к ней протиснулся: «За каждой обедней поминаю Алешу».

В магазине, куда зашли за хлебом, продавщица просит: «Отец Андрей, освятите колечко». – «Завтра верну после службы, – отвечает он ей. – А может, сама в храм зайдешь?»

В колонию его пускают в любой день, как своего сотрудника. Однажды он схлестнулся с протестантским пастором. Тот налетел: «Ты чего не в свое время пришел!» Слово за слово┘ «И вообще вы иконам поклоняетесь!» Но отец Андрей знал, как ему ответить по праву Церкви дозволенной, главной в окормлении российской паствы. «Во-первых, не иконам, а Господу нашему Иисусу Христу. А икона – окно в горний мир, помогающая собраться в молитве и предстать перед Всевышним. Вы против изображения Божества, а Святого духа в виде голубя оставили. Противоречие. И потом, благодари Бога, что я, православный священник, мирюсь с твоим здесь присутствием. А мог бы и воспрепятствовать┘»

Пастор обиделся. Отец Андрей на другой день разыскал его телефон, извинился. С тех пор не мешают друг другу, даже если сходятся в один день. Помещения разные: у тех молитвенная комната, у православных часовня.

Мы зашли сначала в следственный изолятор.

– Главное мое служение здесь – в камере, а не в часовне. Сопровождающий майор мне не нужен, лучше, если я в камере с ними один, а майор с той стороны двери. Тогда беседа настоящая, тогда решаются многие вопросы. Вообще для них сердечная беседа главнее таинства. Они ведь его смысла не понимают. Подготовки – никакой. Крестятся большей частью из суеверных соображений. На зоне все религиозные, а верующих кот наплакал.

Беседа со священником в камерах или отрядах, а то и в храме – привилегия не только общего режима, но и особого отношения начальства к воспитательному процессу. Многое зависит от установки и возможности священника.

Начальник одной колонии авторитетно разъяснял мне: «Государству дешевле, а значит, выгоднее «пожизненного» преступника расстрелять, чем кормить и перевоспитывать».

На строгом режиме, у пожизненных заключенных, например в Соль-Илецке, – положение другое. Священник наведывается раза три-четыре за год. Исповедников к аналою приводят в наручниках. А тем, кто верует не первый год, правую руку оставляют для крестного знамения, а левую наручником пристегивают к решетке. Желающих исповедаться много, на каждого выходит по две-три минуты.

– Не хватает священников, – сокрушается отец Андрей. – Жатвы много, а работников мало, это ведь Христос сказал. И всегда будет недоставать.

Надзиратель открыл нам женскую камеру. В ней пятнадцать человек и четыре двухъярусные шконки. Спят по двое. Младшей обитательнице 18 лет, старшей под шестьдесят. Накурено. Воздух тяжелый и влажный, как в бане. Влажный, как будто липкий, каменный пол. Окошко за массивной решеткой. Полка с посудой, две вазочки – половинки пластмассовых бутылок с искусственными цветами – висят под потолком. И там же, на веревке, сушится белье, затеняя и без того тусклую лампочку. Умывальник, вмурованное в стенку зеркальце, за занавеской отхожее место. Потолок и стены покрыты коричневой краской.

– Новеньких, кажется, нет, – оглядывает отец Андрей женщин, расположившихся его слушать. – Мы сегодня поговорим о молитве, о великой силе, которая соединяет человека с Богом. Бог вездесущ, он присутствует везде, и сознание того, что Он рядом, уже есть молитвенное состояние. И тогда нужны смелость и смирение, чтобы к Нему обратиться.

Я вам принес книжечку об отце Арсении, который тоже сидел в тюрьме, но не за преступления, а за веру.

Кажется, в этой аудитории его многословие уместно.

После беседы мы поднялись к начальнику следственного изолятора. Я предложил гуманитарную помощь от Церкви в виде книг: «Тысячи три можем прислать». – «Книги – это хорошо, – поблагодарил полковник, – а еще лучше матрацы. У нас в мужских камерах по два матраца на пятнадцать человек».

Как и намеревался, отец Андрей попросил у начальника в долг тысячу рублей. Половину отсчитал мне. Видя мое смущение, успокоил: «Я все равно бы занимал. У жены зарплата через неделю».

Эти дни, начавшиеся с досадной оплошности, обернулись для меня особым уроком. Стыдно мне было признаться в письме отцу Андрею, что деньги свои, вернувшись домой, я нашел на письменном столе, те самые, из-за которых так нехорошо подумал о читателе Набокова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1774
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4336
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2376
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2699

Другие новости