0
1152
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

18.12.2009 00:00:00

Бегство в действительность

Тэги: фассбиндер, винзавод, видеоарт


Это была его мечта, чтобы бесконечный «Берлин. Александерплац» показали целиком. На это не решался ни один телеканал. На Винзаводе покажут. Выставкой видеоарта откроется так называемый зимний музей marka:f:f. Культовый сериал Райнера Вернера Фассбиндера «Берлин. Александерплац» будет представлен в Большом винохранилище. Это будет не кинопоказ, но выставка видеоарта. Откроется она 22 декабря. Там же – подборка лучших в мире титров к художественным фильмам. О Фассбиндере размышляет автор идеи.

***

Может, не все это знают, но в Москве живет целое поколение, выросшее на Фассбиндере. Я к этому поколению принадлежу: будучи подростком, я практически жил в Музее кино (пока его еще не выгнали из Киноцентра), и два раза в год там обязательно показывали ретроспективу Райнера Вернера Марии Фаcсбиндера. (Rainer Werner Maria Fassbinder, или rwmf). Мы называли этого человека целиком, всеми четырьмя именами – мы, то есть люди, для которых его «третье поколение» и сегодня продолжает быть чем-то вроде неосуществленного жизненного манифеста, а интерьерная мода 70-х, замкнутая в гениально бесхитростные сеты кинематографа rwmf, по-прежнему является маяком в пространственном дизайне. Фассбиндер – пока еще не осуществленный культ хипстеров, нового поколения русских интеллектуальных модников. Ему, я уверен, будут поклоняться те, кто пока не видел великого черно-белого «Катцельмахера» (Кatzelmacher, 1969 – в тот период в Западной Германии и происходил бум хипстерства) или, скажем, «Китайскую рулетку» (Chinesisches roulette, 1976) – один из самых виртуозных образцов куртуазного кино второй половины столетия – до сих пор, пожалуй, не превзойденный. Поэтому для людей марки:ff так важно открыть зимний музей именно выставкой Фассбиндера, которая приезжает в Москву на Винзавод вслед за очень успешным показом в берлинском KW, а затем в нью-йоркском MOMA, одном из первых музеев мира. Cериал rwmf «Берлин, Александерплац» придумал сделать очень известный куратор Клаус Бизенбах, основатель берлинской Биеннале и создатель самой мощной в мире коллекции дигитального искусства и перформанса в MOMA (с 1 января Бизенбах назначен директоромп отдельного музея в составе MOMA) – и это он и есть тот самый человек, всеми силами убеждающий мир, что не существует отдельно кино и отдельно видеоарта, а есть экранная культура со всеми ее оттенками.

Как ни странно, «Берлин. Александерплац» – очень своевременная выставка. Сегодня за Фассбиндером идет, не оборачиваясь, добрая половина главных авторов интеллектуального кино (от буквально трактующего rwmf Франсуа Озона до ушедшего далеко вперед Ларса фон Триера). К тому же Фассбиндер – один из самых продуктивных режиссеров в истории кино: за 15 лет своей гиперкарьеры (и сверхжизни, в которой были все наркотики, все извращения и вообще, кажется, все мыслимые пороки человечества – rwmf погиб в 36 лет) он снял 42 фильма, а еще массу всего написал, поставил (в театре) и не доделал. По следам rwmf поставлены оперы и даже построены здания, и, конечно, его месседж человечеству еще только предстоит расшифровать. Со своим «Антитеатром» он опередил эпоху, и его время, кажется, настает именно сейчас, в момент буйного расцвета интердисциплинарности, когда и Мэтью Барни, и Стив Маккуин, и Ширин Нешат уже давно не просто художники, а авторы кинофестивальных блокбастеров (и наоборот, какие-нибудь Питер Гринуэй, Аббас Кьяростами или Мохсен Махмальбаф переезжают со своим теперь уже видеоартом, а не просто кино, из музея в музей). Короче говоря, момент торжественного входа Фассбиндера в contemporary art наступил вовремя. Человек, перепутавший кино и театр, жизнь и кадр, секс и бессмертие, вступает в кипящую хипстерскую Москву конца первого десятилетия двухтысячных, чтобы сказать свои важные слова про любовь и смерть – и эти слова, я уверен, будут услышаны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1706
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4222
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2326
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2627

Другие новости