0
1690
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

21.09.2012 00:00:00

Страсть, стыд и профессия мультипликатора

Тэги: фестиваль, крок, анимация


фестиваль, крок, анимация Фестиваль "КРОК" показывает работы начинающих мультипликаторов.
Афиша фестиваля

В московском кинотеатре «Художественный» завершился Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК». Проводится он усилиями двух стран – России и Украины. Каждый второй год «КРОК» демонстрирует работы начинающих мультипликаторов, и непременно на корабле. На этот раз он проделал путь от Санкт-Петербурга в Москву через Валаам, Рыбинск и Ярославль. Жюри во главе с португальским режиссером Жозе Мигелем Рибейру вручило Гран-при французской картине «Рисовая или армянская», созданной сразу четырьмя режиссерами. Название ей дала песня Сержа Генсбура. Лучшая часть фестивальной программы рассказывала о старости и об одиночестве. Так, спецприза удостоена немецкая картина «366» Йоханенеса Шисля о больных и пожилых, которых навещает парень, проходящий альтернативную службу на «скорой помощи». После просмотров на «КРОКе» устраивают жесточайший «Разбор полетов» с участием мастеров. Одним из них стал питерский режиссер анимационного кино Константин БРОНЗИТ, автор фильмов «На краю земли», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Уборная история – любовная история», номинированная на «Оскара». Специально для «НГ» он поделился своим мнением со Светланой ХОХРЯКОВОЙ.

– Константин, чем вы сейчас сами занимаетесь? Снимаете новый фильм?

– Основная моя деятельность проходит на студии «Мельница», где я вовлечен почти во все проекты, помогаю молодым режиссерам. Еще я третий год – непозволительно долго – делаю свой авторский фильм, и все из-за сложностей жизни. До этого я не выходил за рамки 10 минут. Но все же 15-минутную картину не должно делать три года. Хотя вопрос тонкий. Юрий Норштейн на «КРОКе» напомнил нам фразу Юрия Олеши о том, что в эпоху скоростей художник должен мыслить медленно.

– То есть не в деньги все упирается?

– Нет. Студия «Мельница» мне помогает, с ней все возможно. Это вопрос моего тугодумства. Медленно работаю. Надеюсь, что в течение года я эту картину наконец-то закончу. Как всегда, есть ощущение, что это мой главный фильм. Задачи у меня каждый раз становятся все сложнее.

– А что это за история?

– Про космонавтов. Но они не летят, а находятся в центре подготовки космонавтов, где все и происходит. Фильм о дружбе и вечности. Пафосно звучит, но это все на бытовом уровне решается между двумя людьми. 15 минут – это для меня большой фильм.

– На студии вы помогаете молодым режиссерам и в то же время преподаете в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Похоже, эти две организации мало пересекаются?

– Недавно я сказал своим студентам: «Ребята, чтобы не было иллюзий, усвойте – никогда ни из какого учебного заведения вы не выйдете режиссерами.

Это не означает, что вам не нужно ходить в университет. Но режиссеры вырастают из студий, потому что они варятся в этом соку. Учебное заведение – другое варево, не имеющее отношения к производству. Все-таки режиссура – прикладная вещь, нужно сидеть и делать, набивать шишки, ошибаться, изучать чужие ошибки. Работа в учебном классе и на студии отличается, как день и ночь. Путь у тех, кто окончил учебное заведение, один – прийти на студию и чуть ли не с низов все начинать. Ребята на «КРОКе» получат призы, они уже что-то умеют. Но если они придут на студию, это не значит, что их встретят, как готовых режиссеров, и дадут снимать полнометражный фильм. Их возьмут в подмастерья. Это нормально, и они должно быть к этому готовы.


Константин Бронзит: «Путь у тех, кто окончил учебное заведение, один – прийти на студию и все начинать с низов».
Фото РИА Новости

– Что было особенного на вашем пути, чего, может быть, нет у тех, кто начинает сегодня?

– Когда Александр Татарский посмотрел работы, сделанные мной дома, сидя в углу, он сказал: «Делать ты умеешь. Непонятно откуда. Самому мне пришлось этому долго учиться. Но ты не знаешь, что делать, и я тебя этому научу». Возможно, не очень скромно звучит, но это факт. Была жажда заниматься мультипликацией, я учился всему со второго класса. Никто меня не заставлял. Роман Полански сказал, что каждому художнику, что бы он ни делал, нужна страсть к тому делу, которым он занимается. Ничто великое без нее не рождается. Страсть – это дар божий. Это не моя заслуга. Я копировал Диснея, смотрел, как он рисует, и стал делать свои мультфильмы. Мне было интересно, как делают другие. Нынешним студентам запах краски не нужен, им достаточно запаха iPad. А мы должны заполнить в университете все бюджетные места, иногда вынуждены брать неталантливых людей. Руководство считает, что всегда можно научить. Я не уверен в этом. В режиссуру должны идти люди не со школьной скамьи, а состоявшиеся, с жизненным багажом.

– Студент после университета может пойти хотя бы в рекламу?

– Можно пойти в рекламу. Но мы сейчас говорим не об этом. Я же произносил свою речь студентам и не имел в виду, что их жизнь не состоится. Они могут стать успешными. Я ведь говорю о настоящих, серьезных творческих достижениях в режиссуре и со своими студентами разговариваю с этой позиции. С первого же дня учу их мыслить широко, расширять границы мировоззрения. Режиссура – удивительная профессия, о которой даже домохозяйка, все знают. Спросите у людей на улице, что такое режиссура. Никогда вы не услышите ответа, который не имел бы никакого отношения к предмету. Смысл моей реплики вот в чем: ребята, вы не станете Режиссерами с большой буквы, получив диплом университета. Вы чем-то овладеете, но вы не режиссеры еще. 20 лет нужно прожить на студии, поделать кино, тогда, возможно, получите вменяемый результат.

– То есть надо прийти на студию в 30 лет, имея жизненный опыт, 20 лет там отмотать, и в 50 – ты готовый режиссер?

– Наши мастера и президенты «КРОКа» Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Давид Черкасский свои первые фильмы сделали, когда им было за 40.

– А как же быть с энергией, которая имеет свойство уходить в определенный срок?

– Но она в них была. Норштейн и сегодня делает «Шинель». Откуда у человека энергия? Куросава до последних дней снимал кино. У каждого это индивидуально. Кто-то в 25 заканчивает карьеру. Снимет один фильм и поймет, что больше не может, что-то внутреннее мешает. Сколько моя энергия продлится – не знаю. Но есть ощущение, что с каждым фильмом становится все тяжелее, а мне лет-то еще немного.

– Работа на больших коммерческих проектах поддерживает тонус или, наоборот, истощает силы?

– В тонусе это держит, но рассредоточивает мысль. Все время находишься в режиме переключения. Это тяжело. В принципе такого не должно быть. Очень трудно из-за этого держать свой собственный материал, не распылить его. Сидишь на двух стульях, хотя занимаешься одним делом. Как бы не провалиться.

– Как вы относитесь к системе запретов, которая сейчас грозит анимации. Так ведь можно и «Каникулы Бонифация» запретить, там ведь директор цирка курит, не говоря о Волке в «Ну, погоди!».

– Работая в коммерческих проектах, привык к тому, что там продукция всегда маркируется, иначе ее не пропустят. Ты всегда вынужден думать об этом. Одна радость – авторская анимация, где маркировки не существует. Но с ней единственный путь – фестивали.

– На «КРОКе» вы напоминали ребятам про чувство стыда...

– Я спрашивал их о том, испытывают ли они стыд при публичном просмотре своей работы. Это ведь не зависит от того, хорошо ты снял или нет. Чувство стыда – самое главное. Есть оно, и человек к тому, что делает, будет иначе относиться. Работаешь над фильмом и страдаешь, показываешь – опять страдаешь, видя свои ошибки. Но без этого двигаться дальше невозможно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1411
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1016
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1223
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
790

Другие новости