0
1128
Газета Персона Интернет-версия

29.03.2007 00:00:00

Фантастика живет своей жизнью

Тэги: панов, булгаков, анклавы


В последнее время все популярнее становится направление фантастической литературы, названное критиками «городское фэнтези». Суть его в том, что неожиданное, чудесное происходит не на других планетах, не в иных мирах и даже не в дальних малоисследованных странах, а прямо в современных городах, буквально у нас за спиной. В старом доме живет домовой, в темной подворотне подкарауливают жертв вампиры, соседка по этажу оказывается практикующей ведьмой┘

Один из самых ярких представителей городского фэнтези – Вадим Панов. Его творческий взлет был стремительным: еще лет пять назад о нем знали совсем немногие, а сейчас у него авторская серия, он стал самым популярным фантастом прошедшей ярмарки «Книги России», на фестивале фантастики «Роскон» (см. репортаж) у него был собственный мастер-класс.

– Как вы считаете, почему фантастику не считают серьезной литературой?

– Мне кажется, здесь есть небольшая доля лукавства со стороны тех, кто заявляет, что фантастика – чистая развлекаловка. Ведь если копнуть чуть поглубже, то даже при Советском Союзе, сколько бы нас ни уверяли, что он был самой читающей страной, проведение досуга с книжкой отнюдь не было самым распространенным. Я читал достаточно много, но таких было явное меньшинство. Сейчас те люди, что не любили читать, повзрослели, и им вроде бы по статусу стало положено читать «взрослые книжки». Есть некоторое количество имиджевых, раскрученных книг, которые постоянно на слуху и их модно читать. И по этой же причине возникает пренебрежительное отношение к фантастике – ведь так к ней относиться велит общественное мнение. Эти читатели становятся рабами стереотипов: ладно бы им просто не понравилось, но часто они ни одной фантастической книги в руках даже не держали.

– В последние годы резко упали тиражи переводной фантастики, а вот новых отечественных фантастов издают постоянно и не самыми маленькими тиражами. Как вы считаете, с чем это связано?

– У нас часто любят говорить, что фантастика и литература вообще находятся в кризисе. Но фантастика живет своей жизнью, и соотношение плохих и хороших книг всегда оставалось примерно одинаковым. Да, немало издается не слишком хороших книг, но ведь и раньше все было так же: я прекрасно помню, как еще в юности сталкивался с книгами, которые просто не мог читать. Но и западная литература в последнее время предлагает читателю не слишком много действительно выдающихся произведений, чаще писатели эксплуатируют старые идеи и сюжеты. А любому обществу свойственно тяготеть к своему, вот и получается, что из двух вариантов чаще выбирают более родное.

– А что вы хотите донести до читателей, какую цель перед собой ставите, сочиняя роман?

– В любой книге – и я говорю это абсолютно серьезно, – даже в тех, что, казалось бы, и слова доброго не стоят, содержится какая-либо мораль. Собственно, как и во всем происходящем вокруг нас: всегда есть смысл, тайный или явный, замечаем мы его или нет – уже другой вопрос. Задача писателя – сделать мораль романа достаточно сложной и четкой, а уж сможет ли и захочет ли ее увидеть читатель, зависит только от него. Книгу можно прочесть по-разному. Возьмем, например «Мастера и Маргариту»: ее можно прочесть как озорные приключения в современной Булгакову Москве, воспринять сатирой на существовавшее тогда общество или читать эту книгу как философский роман – а можно увидеть всю картину в целом, благо она действительно многогранна. Так и мои книги можно читать как увлекательный фантастический боевик и получать от этого удовольствие, я буду только рад. Но в то же время я знаю по отзывам читателей, что многие из них находят в моих книгах что-то еще кроме динамики, видят скрытый за ней смысл, который я стараюсь вкладывать в свои произведения. Хотя я предпочитаю его не выпячивать и избегать менторского, поучающего тона. Мне хочется, чтобы читатели сами думали. Я задаю ситуацию, описываю историю, пытаюсь показать героев со всех возможных ракурсов. А почему тот или иной герой совершил какой-то поступок, был ли у него иной выбор и согласны ли вы с его действием, я оставляю судить вам, читателям. И я стараюсь избегать оценок «плохой-хороший», ведь вся история человечества показывает, что злодеями, как правило, назначались проигравшие. И даже такие истины я стараюсь не декларировать в тексте напрямую, а лишь демонстрировать между строк.

– Да, среди ваших персонажей сложно найти героев, которым можно было бы дать однозначную оценку. Вам не нравится писать о безупречных паладинах?

– Мне может быть интересен и такой герой. Но здесь есть нюанс: люди, которых можно было бы отнести к настоящим паладинам, редки. Личности, всегда поступающие бескорыстно, по велению совести, несущие только добро, встречаются в нашем мире нечасто. Возможно, мне пока просто не повезло встретить тех, кто оказался способен пронести через всю жизнь чистоту мыслей и поступков, но именно поэтому я не рискую даже попытаться создать такой образ. А в штампованных положительных героев – их как раз создать легко – мне не верится, и я не хочу плодить подобных персонажей.

– В то же время многие ваши герои обладают целым сонмом выдающихся качеств, что заставляет некоторых читателей обвинять их в нереалистичности┘

– Конечно, с одной стороны, многие писатели стараются сделать любимых героев такими, чтобы все женщины ахали, а мужчины скрипели зубами от зависти. И, очевидно, я не исключение. Но у моих героев есть принципы, осознание своей ответственности. Возможно, они несколько идеализированы, но такие личности всегда были. Именно на сильных лидерах всегда держатся государства. А почему в них не верят, на мой взгляд, достаточно очевидно. Любую историю каждый из читателей преломляет через призму собственного мировосприятия, и если среди окружения, друзей и знакомых не находится достаточно сильного человека, то поверить в существование такого будет нелегко. Но свою задачу как писателя я вижу еще и в том, чтобы оживить подобных героев и заставить даже скептически настроенного читателя в них поверить.

– В прошлом году у вас вышло три книги, а ведь писательство даже не ваш основной вид деятельности. Как вам удается так быстро работать?

– Может быть, это связано с тем, что я печатаю достаточно быстро. Но скорее дело в том, что мне нравится сам процесс, и когда я увлечен, время пролетает незаметно и не воспринимаешь это как работу. Думаю, так с любым делом – если работаешь на кураже, то все получается легко и быстро. Вот и удается выпускать примерно по книге в полгода, а иногда и чаще.

– Не могли бы вы описать процесс создания романа?

– Обычно сначала появляется какая-то общая идея, которая может быть сформулирована одним-двумя предложениями. Порой она приходит совершенно неожиданно. Как правило, я не бросаюсь сразу писать, как только она появляется, а если по прошествии времени мысль вернулась, значит, она была стоящей, и я начинаю думать, как и что хотел бы высказать на данную тему. Затем возникает четкий план книги – видимо, сказывается техническое образование, приучившее меня к системному подходу. Как правило, я примерно представляю, как развернутся события и чем все закончится, но только в общих чертах. Многие детали по ходу работы нередко меняются, а непосредственно финал романа я пишу, лишь когда остальной текст готов, ведь порой поведение героев способно изменить ход всей истории.

– В серии романов «Анклавы» вы пессимистично изобразили будущее человечества. Как вы думаете, что помогло бы избежать столь малоприятного исхода?

– Естественно, самая явная современная проблема – это исчерпание энергоресурсов. Она и сформировала мир «Анклавов». Но есть и вторая составляющая: кардинальное изменение демографической ситуации в мире. Причем у меня итог расписан еще очень оптимистично. Я специально разговаривал со специалистами по прогнозированию будущего, и они говорят, что имевшее место в моем мире бескровное «дружеское поглощение» Европы исламскими странами может и не состояться. И вот это будет совсем уж мрачным. Мне не хотелось уходить в «чернуху», но на данный момент я не вижу, что может принципиально переломить ход истории. Ведь пока что мы используем научные открытия едва ли не вековой давности, расширяем и разрабатываем их, но принципиального движения вперед не происходит┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1198
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3186
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1798
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2135

Другие новости