0
3131
Газета Персона Интернет-версия

20.03.2008 00:00:00

Эксгибиционизм и мазохизм в одном пакете

Тэги: литвак, поэт, творчество


литвак, поэт, творчество

Света Литвак (именно Света) – первый перформер среди поэтов и наоборот. Она никогда не читает и даже, пожалуй, не пишет, она всегда выступает. На вечере военной поэзии все читают стихи советских поэтов – Слуцкого, Твардовского и прочих, – а она поет на немецком языке. Тоже стихи и тоже о войне. Если у нее выходит книга, то она называется «Книга называется». И никак иначе.

– Вы считаете вашу новую книгу «Книга называется» итоговой?

– 13 лет я жила без поэтического сборника. Как обронил в письме Вячеслав Курицын, «совсем без книжки как-то глупо». Первый мой сборник издал Андрей Белашкин в 1994 году. Этот вышел в 2007-м. Конечно, книжке пришлось стать итоговой. Я опубликовала стихи, написанные в основном в 90-е годы, вплоть до 2000-го. Как оказалось при разборке рукописей, именно здесь прошел некоторый рубеж в моей поэтической истории. 2001-й – время явного кризиса, и далее мой почерк меняется. Книга так называется, потому что включает в себя несколько разных сборников под разными названиями. Поэтому читаем на обложке: «Книга называется» и далее по порядку написания.

– Какова роль перформанса в вашем творчестве?

– Эта роль одновременно желанна и навязана. Это такая навязчивая идея, которая мешает мне жить спокойно. Если бы я не поступила в художественное училище, затем не вышла бы замуж и не родила бы двоих детей подряд, и не являлась изначально и всегда поэтом, то наверняка бы занялась языками или стала актрисой. Театрализация выступления, экшен на сцене или в любом другом месте были мне свойственны еще в ранние годы. Первые образцы литературного перформанса, пришедшие извне, – спектакли Молодежного театра драмы и поэзии под руководством Регины Гринберг в Иванове в конце 70-х, затем перформансы Дмитрия Александровича Пригова на московских площадках конца восьмидесятых. Впервые как перформер начала выступать в содружестве с Николаем Байтовым. Нами был создан Клуб литературного перформанса, развившего в дальнейшем нешуточную деятельность, которая была в 1998 году отмечена Соросовским грантом. Перформанс может быть спонтанным, поведенческим, я называю это перформативным поведением. И есть перформанс, который задумывается, разрабатывается и воплощается как самостоятельное произведение искусства. Возникает идея или образ, и начинает мучить тебя и требовать реализации, несмотря на твой страх сделать это, твою лень, твое подчас недоумение – зачем мне это нужно? И будет терзать до тех пор, пока не воплотишь идею в действие. Накануне исполнения перформанса заболеваешь. Но и при неосуществлении его заболеваешь еще больше. У других перформансистов, наверное, все по-другому.

– Считаете ли вы себя художником по жизни?

– Медлительным, зависающим во времени, вечно неуспевающим, ориентированным на начало прошлого века и в то же время авангардным в начале этого, музыкальным художником. Я чувствую в себе недюжинные способности в изобразительном, а еще более в словесном искусстве. Моя жизнь художника подлинна и неизвестна. Вы видите мелькающие образы, но почти никто не видит меня. Повернитесь ко мне и увидьте меня. Наверное, это смерть. Художник по смерти. Как идти по песчаному берегу, оставляя слабые отпечатки ступни, шага, смываемого волной. Но вот книга. Это документ. Что с этим делать, я не знаю. Нужно еще уметь прочесть эту книгу. Но я не вижу профессиональных критиков в наше время, способных ее прочесть. Есть читатели-современники гораздо более чуткие и проницательные. Остальные ждут команды от культуртрегеров. Это – поэзия. Это надо читать. Без этой подсказки они не возьмут в руки книгу. Книга – это трагедия для такого человека, как я.

– Какие свои акции вы цените выше всего?

– Есть у меня круговой палиндром «не мент не диссидент» («Кто же вы?» – строго спрашивает Дмитрий Александрович Пригов из зала в футуристически оформленном зале Музея Маяковского). Сейчас я делаю кукол величиной полметра – портреты моих литературных друзей (поэтов, прозаиков, критиков и их любовниц). С ними у нас с Николаем Байтовым есть перформанс «Карлики и великаны». Часто я просто беру одну из них в поездки, на выступления. В образе куклы я сама выступаю в перформансе «Колодцы». Надевая маску (женское лицо) себе на затылок, я становлюсь спиной к зрителю. На мне платье с полностью открытой спиной. Оттопыренные лопатки имитируют грудь. Рядом стоит поэт Николай Байтов в кожаной куртке. Я начинаю читать стихотворение Зинаиды Гиппиус «Колодцы» (очень экспрессивное), жестикуляцией рук, мимикой спины, наклонами головы в маске изображая стоящую лицом к зрителю женщину. В строго определенном ритме согласно смысловым акцентам стиха Николай начинает стегать женщину (мою спину) вызывающе красным широким ремнем. К концу стихотворения удары учащаются, тело пылает, пафос и жестикуляция усиливаются. На последней строке я разворачиваюсь, срывая маску, и обращаюсь непосредственно к зрителю. Перформанс очень короткий, но концентрированно страстный. Когда я надеваю кофточку, ко мне то и дело подходят зрители и спрашивают в ажитации: «Вам было больно?» Пользуясь случаем, отвечаю всем: хотя удары на меня сыплются нешуточные, во время чтения я почти не чувствую боли, она сильно притупляется. Зато потом я обнаруживаю весьма красноречивые ссадины. Зачем это делается? Трудно объяснить, тем более описать перформанс как художественный жест, не идеологический. Нужно непосредственное присутствие зрителя. Это энергетика. И я уверена, что я абсолютно уверена, что происходит рождение произведения искусства – перформанса. Вряд ли Гиппиус была бы в восторге от такого использования ее стихотворения. Хотя кто знает. Но ее мнения, как ты понимаешь, никто не спрашивает.

– Как складываются ваши отношения с читателями и издателями?

– Продюсером моей книги «Книга называется» стал мой читатель, нашедший мои стихи по интернету. Вот вам мои отношения с читателем. Жесткие и плодотворные.

Издатели очень обидчивы, ранимы. С ними надо быть осторожной, иначе они наворотят дел. Составят кабальный договор, ушлют в типографию на другой конец России, где местные умельцы переделают макет по своему усмотрению, запугают судебными исками, а то и сами ударятся в бега. После 1994 года мне дважды предлагали издать книгу стихов. Первый раз издатель носился, размахивая пачкой моих стихов, объясняя всем, какая я необыкновенная. Потом потребовал у меня несколько листов графики для оформления издания (хорошо, что я принесла копии). Встретились тайно, в метро. Оглядываясь по сторонам, издатель сунул рисунки в портфель и растворился в толпе. Потом рассказывали, что он скрывается от кредиторов, дела его плохи. Больше я о нем ничего не слышала. Второй раз меня попросили составить подборку для ОГИ. Тогда у меня была идея сделать книгу зауми. Я отдала соответствующую подборку. Составитель почему-то обиделся, усмотрев в этом мое желание оскорбить его в ответ на лестное предложение. Поджал губы и сквозь зубы надменно бросил: разве что попробуете еще раз составить сборник. Я тоже иногда обижаюсь. Издатели моей книги эротической прозы не простили мне строчек из моего лирического стихотворения: «А я сегодня пойду плясать/ В своем дырявом вечернем платье./ На стол поднимут меня издатели,/ Чтоб книгу дороже мою продать». И перестали приглашать меня на презентации, фестивали, а уже готовая к печати вторая книга эротической прозы так и осталась в макете.

– Охарактеризуйте ситуацию в радикальной поэзии на данный момент.

– Что происходит в целом в радикальной поэзии, не могу сказать, это надо все перечитать и долго думать. А вот о поэтах, которые на слуху, пожалуй. Можно угадать, что современные поэты, называющие себя радикалами, в жизни – обыкновенные люди, становящиеся «революционными» только выходя на сцену. Это парадоксальным образом превращает их «бунтарство» в следование девизу «искусство для искусства». В то же время «крик» радикального поэта имеет целью завладеть душами масс, поднять их на священную борьбу. И одновременно подразнить неких людей, которые каким-то образом, по их мнению, не относятся к праведным народным массам. Максим Кабир (украинский радикал): «Мне нравится раздражать людей»; «Моя поэзия определяется тем, что ежедневно происходит в социуме и негативным отношением ко многим явлениям нашей жизни», «Я участвовал в стриптизе, разделся на сцене до трусов».

Итак, поэт-радикал – раздражитель общественного мнения. Чем? Общий рецепт: «фашистскими», «патриотическими» или абстрактно «революционными лозунгами», раздеванием на людях, использованием в изобилии ненормативной лексики. В редких случаях раздражение достигается действительно средствами поэтическими, как, например, действует Валерий Нугатов. Однако перечисленные выше рецепты часть публики раздражают, а часть, наоборот, возбуждают. Иначе поэта бы просто уничтожили, или его некому было бы слушать. Раздевание и мат, педалирование эротического дискурса – старо и неизменно действенно. Сколько это ни повторяй – эпатаж и радость публики обеспечена. Вадим Калинин выходит голый читать стихи на фестивале в Липках, Олег Ульянов-Левин устраивает выступления голых поэтов – стриптиз всех участников во время чтения стихов, я и сама недавно вышла к микрофону в прозрачных колготках без юбки на «Майских чтениях» в Тольятти. Но во всех трех случаях поэты явно ставили разные задачи (или имели разные причины). Калинин – вызов, истерика, Ульянов-Левин – развлекалово, Литвак – эксгибиционизм и мазохизм в одном пакете. Герман Лукомников радикален в своем творчестве радостно и жадно, достигая высот детского восприятия действительности. Эдуард Кулемин лично меня во время своих выступлений раздражает только невнятностью речи и глуховатым невыразительным тембром голоса, из которого он пытается извлечь невозможное. При этом тексты его великолепно сработаны, подлинно экспрессивны и не раздражают, а доставляют (мне) эстетическое удовольствие. Для Георга Квантришвили характерен искренний политический манифест, противостояние власти, традиционный обличительный стих. Всеволод Емелин – нестрашно пугающий сказочник, вполне традиционен в духе иронистов клуба «Поэзия».

Но, в общем, это явление (в современном российском виде) не достигает накала радикализма Валери Соланас или Энди Уорхола, впрочем, не бывших поэтами. Так же как главные радикалы в нашей литературе сейчас не поэты, а прозаики: Лимонов в жизни и в прозе, и непревзойденный мастер радикальной прозы – Владимир Сорокин. Сомневаюсь, но назову в поэзии Дмитрия Александровича Пригова, хотя его не очень хочется называть радикалом, а скорее Художником.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1834
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4437
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2422
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2771

Другие новости