0
1193
Газета Персона Интернет-версия

09.12.2010 00:00:00

Радость познания в Бикапо

Тэги: виноградов, книга, проза, музыка


Герман Виноградов, музыкант, солист группы «Гроздья виноградовы», живописец, график, фотограф, создатель объектов, звуковых скульптур, видеоартист (все это вместе взятое он называет Бикапо), неугомонен и на территории литературы. В настоящее время готовится к выходу книжка его прозы – «Сборник лекарчеств и снадобий». В этом тексте автор последовательно рассказывает, что нужно делать для блеска в глазах, прекрасного самочувствия и социальной адаптации. Именно с разговора об этой книге и начала беседу с Германом ВИНОГРАДОВЫМ Евгения ВЕСЕЛОВА.

– Насколько вы принимаете участие в процессе подготовки книги? Что делаете?

– Я написал книгу, Лиза Плавинская захотела ее опубликовать. В качестве иллюстраций решили использовать рисунки Дмитрия Плавинского. Книга называется «Сборник лекарчеств и снадобий». Соответственно и иллюстрации будут очень похожи на иллюстрации традиционного лечебника или травника, в котором есть текст, какой-то рецепт и иллюстрации.

– Участие в допечатном процессе принимаете?

– Я контролирую макет. Очень внимательно отношусь к таким вещам. Книга – это отдельный продукт. Написать – это одно, а издать – другое. Это уже следующая стадия. Еще когда я учился в институте, я буквально издавал свои проекты или курсовые работы, тексты и рефераты. Делал авторские книги-объекты, которые потом, уже спустя двадцать лет, выставлял. У меня тогда появилась идея, что все, что бы я ни сделал, должно быть произведением. Иначе мне не интересно. Даже если писал от руки, старался, чтобы было написано очень тщательным почерком. Обращал внимание на отношение белого к черному, следил за равновесием на листе, на развороте. Это такие тонкие вещи, которые понимают и уважают полиграфисты.

– То есть допечатный процесс является тем, с чем раньше приходилось иметь дело?

– Да.

– В этом вы похожи на героя ваших стихотворений, который имеет дело с разными сферами знаний. Например, он рассказывает, что учился астрономии, таксидермии, изобретательству, музыке┘

– Мой внутренний альтер эго, мой лирический герой, всегда находится в процессе непрерывного становления. Поскольку я разделяю сознание Бикапо, ему под силу любая человеческая деятельность: будь то искусство, врачевание, строительство или что-нибудь еще.

– Кстати, вы сами, как и герой-резонер, учились музыке и игре на музыкальных инструментах, так ведь?

– Да, учился играть на гитаре, на трубе. Но вот Бикапо, подсказывающий мне что делать, – это мой внутренний гений, которому нигде нельзя было научиться. Когда я сталкиваюсь с академическими музыкантами, имеющими серьезную подготовку в консерватории, где они зачастую и преподают, приходится обучать их: рассказывать о том, какие возможности имеют мои инструменты и как ими пользоваться. У них просто не хватает представления, как с ними обращаться и какой может быть вообще принцип формообразования, связанный конкретно с этими предметами. В их представление заложена гамма. Многие из них даже в рамках гаммы мыслят широко – взять ту же арабскую гамму в тридцать четыре ноты. Но это никак им не помогает в раскрытии металла. Металл – особая вещь, и его секрет раскрывается только тому, кто с ним очень долго занимается.

– Вы сказали о внутреннем гении, следовательно, не все знания вы берете от учителей. Многое вы получаете в процессе самопознания?

– Да. Самопознание – это великая вещь. Кто способен к самообучению и самопознанию, тот может по-настоящему реализоваться. В этом, кстати, помогает обычное образование. В школе и институте учат некоему инструменту овладения знаниями, учат мыслить. Это очень полезно. Умеющий мыслить человек может и бизнесом заниматься, и наукой, и языком. Важно, что он видит свою жизнь полностью, а не детально, как муравей, не видящий слово целиком. Цельное видение позволяет стратегически выстраивать линию поведения, свою деятельность и знать, куда направить поиски. В моем случае самообразовательный процесс направлен на постижение пластической стороны вещей, поскольку я работаю на территории искусства. Это занятие не умозрительно, оно непосредственно связано с материалом: надо его понимать, уметь обрабатывать, знать его свойства. И потом, архитектурное образование дало мне очень много, потому что оно очень разностороннее. С одной стороны, рисунок, живопись, с другой – сопромат, высшая математика, конструкции.

– Вы учились у того самого Андрея Туканова, который разработал деление прямоугольных неквадратных форматов чуть ли не до бесконечности?

– Да, он разработал систему модулей, восприняв эту идею от Вейсберга, своего учителя. Андрей Туканов пришел в мою жизнь как раз тогда, когда он был мне очень нужен и необходим. У меня был период становления. Мне было почти девятнадцать лет, когда я с ним познакомился. Четыре года мы очень плотно общались, я ходил за ним, слушал, раскрыв рот. Он разносторонний человек. Я узнал от него о Хлебникове, узнал о Поле Брэгге. Узнал о сыроедении и тогда же его попробовал. Он и его жена дома играли Баха на виолончели и на скрипке, а я на гитаре как раз тогда начал играть, тоже Баха играл. Мы говорили о поэзии, о музыке. С ним можно было поговорить о многих вещах, и это были недосужие разговоры с человеком, о котором я мог сказать, что он мой учитель, который мне раскрывал многие вещи.

– Применимы ли вами в сегодняшней деятельности принципы, которым он вас обучил в области архитектуры?

– Да. Когда я конструирую инструмент, я конструктивно мыслю. Андрей Туканов научил меня конструктивному мышлению. Человек, закончивший прикладное отделение, может сказать, что используемые мной трубки грязные и важно, чтобы они блестели. На самом же деле важнее, чтобы они были просто точно подвешены. Это как раз и есть конструктивный момент. А блеск – это уже не так существенно. И вот, сосредоточившись на самом главном, я пытался это главное поймать, для того чтобы потом развивать самостоятельно.

– А в поэзии, когда вы пишете произведение, это конструктивное мышление вам пригождается? Или поэзия – немного другая сфера?

– Я думаю, что точно такая же сфера. Только понятие конструктивности в поэзии может быть воспринято, наверное, с разных точек зрения. Если смотреть на нее с точки зрения звуковой организации, то звучание очень важно. Как, например, в заклинательной, произносимой поэзии важно, как она читается. Во время чтения поэзия проверяется. Если не читается, то что-то в ней не то, на мой взгляд.

И потом, важно отношение к слову. В какой-то момент появился в моей жизни Вилли Мельников. Я увидел в нем собрата, который существует в языке. Всегда хочется верить, что есть где-то волшебник, который со словом работает открыто. Он как раз такой. Когда встречаешь таких людей, говоришь: «Вот здорово! Давай-ка, иди-ка сюда!» Хотя на выступлениях Вилли многие интеллектуалы, знающие, допустим, пять языков, напрягаются. Они полиглоты, выучившие языки. Но ведь язык – это такая живая вещь, которой не учатся, а в которую вживаются и многое ей отдают, как Вилли, использующий сейчас в своей поэзии 108 языков.

– Бывает ли так, что вам, как человеку, обладающему определенным багажом знаний, хочется поделиться опытом с кем-то, кто только начинает свой путь и по незнанию делает что-то не так? Между прочим, ваш герой от своего имени часто кому-то что-то рассказывает и дает советы.

– Нет, вообще у меня такого нет. Советы эти очень идиотские и существуют исключительно в пространстве литературы (смеется). В этом пространстве готов быть учителем, давая сумасшедшие советы для таких же сумасшедших учеников. А в жизни – нет, хотя у меня есть генетическая предрасположенность к педагогике. Мой папа – педагог, бабушка – педагог, прабабушка – педагог словесности. Сейчас я для дочки Василисы, может быть, стану наконец учителем, созрею. Но опять же, стану учителем только в домашнем кругу. У того же Туканова педагогический талант. Или у Вейсберга. Или у архитектора Мис Ван Дер Роэ. У них есть способность передавать свои знания, а у меня есть способность делиться, но вот чтобы вещать – нет. Конечно, я провожу мастер-классы и никогда не буду скрывать как что-то сделано, но настоящий педагог должен выходить за пределы себя и, уже понимая возможности ученика, давать ему в соответствии с ними материалы, чтобы он мог раскрываться гармонично. Нельзя ученика подавлять. Со мной же бывает тяжеловато. В повседневной жизни я бываю иногда не выдержан. Не всегда готов понять, что у человека может быть другой взгляд на вещи. Темперамент такой. Все люди разные.

А вот Вилли, чей интеллектуальный багаж во многом превосходит мой, в принципе мог бы меня задавить, но такого не происходит. Мы находим общий язык, зная, что на территории поэзии в конце любого страдания должна вдруг родиться улыбка и дикий смех ребенка. Только тогда все ассоциации оказываются проработанными и происходит обретение изначального состояния. Вот это важно.

– Дали в своем дневнике однажды написал, что ежегодно какой-нибудь молодой человек спрашивает, что нужно делать, чтобы преуспеть в жизни. К вам наведываются с вопросом о том, как жить? И как вы на него отвечаете?

– Да. Я думаю, что у меня в Бикапо ответ происходит на невербальном уровне. С одной стороны, это сеанс, а с другой – это психотерапия в чистом виде. И если есть какие-то сомнения у пришедшего человека, то в процессе происходит разблокировка и он начинает понимать, что хочет на самом деле через возвращение к своей изначальной природе. Это мне кажется естественным для мистерии. Становится ясно, как жить и что делать, но эта ясность затуманивается в повседневной жизни, поскольку наваливаются другие пределы, в том числе и город. Но так просто на вопрос «Как жить?» я не готов отвечать. Я вообще не люблю авторитетов, но в свое время я прислушивался к людям, которые были для меня как путеводные звезды. Сначала Платон для меня был путеводной звездой, потом Шри Ауробиндо длительное время, до сих пор. Это люди, у которых я находил не ответ, а резонанс. Я понимал, насколько глубоко пережил многое Шри Ауробиндо. Для него опыт йогический не умозрительный, а абсолютно пережитый. Это, что называется, его личный experience и existence. Все это для него существует на самом деле, и он знает картографию всего этого, знает, как это все взаимосвязано. Людей, интересующихся эзотерикой, часто выбрасывает куда-то, они даже не понимают куда. Но все равно им интересно приобретать необычный опыт и чувствовать другую реальность, связанную с этой, причем не грубо, а детально. Точно так же, как при рассмотрении чертежа, понимать, что здесь на миллиметр надо поменьше. Или как в музыке понимать, что следует подтянуть струну, чтобы зазвучала нужная нота. Это тонкая настройка. Таким вещам я не готов учить никого, поскольку сам нахожусь где-то посередине между художником и ищущим. Что называется seeker по-английски. Через Бикапо я иду искать, что-то узнаю, иногда проваливаюсь опять же куда-то в бездну. Но все-таки у меня есть какая-то устойчивость. У меня точка сборки устойчивая, она все время, с каждым годом чуть-чуть приподнимается, как мне кажется.

– Вы неоднократно упоминаете античных авторов, только что рассказали о роли Платона в вашей жизни. Вы хорошо знакомы с античной литературой?

– Да, она вдохновляла меня своим строем, когда я с ней столкнулся. Я даже начал говорить гекзаметром после прочтений «Илиады» и «Одиссеи», и это бывает у многих, кто ими начитается. Это настолько вдохновляюще! Причем ведь было предположение, я несколько раз читал, что древние как раз говорили стихами, а прозаическая речь возникла потом. Я замечаю на примере Василисы, что она говорит ритмически: все время есть ритм, все время интонирует очень красиво. Это естественно, но потом, с возрастом, это куда-то уходит.

– А еще в одной из «Озадач» вы тонко намекаете на Аристофана с его «Лягушками». Почему о нем вы говорите несколько скептически?

– Он просто разозлил меня. В связи с Сократом, конечно, он гад последний, потому что написал пасквиль. Если посмотреть, как Сократ присутствует в «Диалогах» Платона, в «Пире» том же самом, становится ясно, что он – вообще несравнимая величина. А Аристофан что-то про него: «Сократ на облаках┘» И вообще-то он, Сократ, может быть один из тех, кто сформировал меня. Любимый Сократ!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Екатерина Трифонова

Поправки в закон о статусе судей дифференцируют дисциплинарную ответственность

0
1247
На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

Дарья Гармоненко

Зюганов ставит перед партией задачу сплотить левые антифашистские силы

0
1468
Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
1782
У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

0
647

Другие новости