0
2127
Газета Персона Интернет-версия

28.06.2012 00:00:00

Соитие со словом

Тэги: дмитренко, текст, графоман, писатель


дмитренко, текст, графоман, писатель Литературоведу всегда пригодится тачка.
Фото из архива Сергея Дмитренко

Сколько рядов в литературе, о чем думают учительницы и можно ли продать писательский талант? Об этом и многом другом с Сергеем ДМИТРЕНКО беседовали Алиса ГАНИЕВА и Елена ВАРЗИНА.

– Сергей Федорович, вы профессионально занимаетесь писателями второго ряда. Поясните, что это значит?

– Про второй и так далее ряды в литературе не я придумал. Это все отрыжки классицизма, а для меня рабочие схемы. Литература очень сложно устроена, и классику порождает беллетристика. Это магма прозы, в которой есть все: трэш, масслит, высоколобые опусы, изнуряющие читателя с первой же страницы, традиционные жанры, смешанные… И в этой магме постепенно появляются произведения, которые наделены силой притягивать многих. Значит, в них есть начала, которые несут идею некоего этико-эстетического совершенства, которое необходимо человеку. Только у одних произведений этой силы притяжения хватает на год, у других на поколение, что-то остается с миром читателей навсегда. Беллетристика и классика в постоянной взаимосвязи, слову «беллетристика» должен быть возращен его исконный смысл, это действительно «изящная словесность».

– Но ведь откровенно плохая проза иногда цепляет больше хорошей.

– Бывает. Иногда человек, взявшись за перо, передает какой-то неожиданный для прежней литературы жизненный опыт, кто-то просто врывается в литературное пространство, на его творение смотрят как на экзотику – и читатели, и писатели. Но затем всегда начинается примерно одно и то же: литературное освоение новопредставленного. И доведение его до совершенства, то есть классики в широком значении слова. Сейчас, правда, кое-что изменилось, Интернет дал всем иллюзию почувствовать себя писателями. Даже тем, кто не имеет представления о непреходящей иерархии художественного качества. Но слово не обманешь. В Сети большей частью пишут, как говорится, тексты, а есть старое доброе понятие «произведение», в самом его звучании идея живой завершенности.

– Так каков критерий настоящей литературы?

– Настоящая Литература по-прежнему пишется для себя. Между прочим, и пресловутый второй ряд нередко, а сейчас в особенности – это та литература, которая создается не ради всяческих государственных поощрений, премий, не ради одобрения тусовки. Пусть ради заработка, ведь это просто работа в рамках формата. Можно ведь согласовать коммерческие цели и художественные задачи. Например, однажды я написал детектив за некоего знаменитого автора, но оставил в нем несколько вешек, чтобы всегда можно было показать, кто его написал. Книга выдержала несколько тиражей, в переплете, покетбуком, но писать в таком формате следующий роман было неинтересно, ведь как полубульварного детективщика я себя уже проверил. Здесь важно не заиграться, ведь порой и единичные эксперименты здесь тоже обрачиваются тем, что этика и эстетика идут вразлет. Писатель не должен прелюбодействовать со словом, но соитие со словом у него должно быть обязательно. Это всегда красота. Поэтому я не понимаю писателей, которые пишут с орфографическими ошибками. Хотя синтаксис – уже другое, там – кто как дышит.

– Вы окончили семинар прозы в Литературном институте, а в основном занимаетесь историей литературы, педагогической журналистикой. Почему?

– Справедливый вопрос. Ответ в виде правдивой прозы. Когда я студентом написал большой, страниц на 400, роман о фронтовиках как наших отцах, руководитель нашего семинара Василий Петрович Росляков предложил мне довести его до объемов дипломной работы (100 страниц) довольно виртуозным образом, играя с композицией. Получилось даже с налетом авангардизма, и я защитился на «отлично». Но меня вызвал ректор, Владимир Федорович Пименов, и своеобразно поздравил с успехом. Сказал: это напечатают через 200 лет, но в аспирантуру возьмем (это был 1981 год). Так неожиданно была вознаграждена моя вынужденная общественная активность в институте. Дело в том, что у нас еще на первом курсе все перевлюблялись друг в друга. Что-то вроде: комсорг влюбилась в старосту, но староста не ответил и так далее. Мордобой, страсти в общежитии. И тогда секретарь комитета комсомола института Саша Кротов, опираясь, очевидно, на мою формальную анкету – после армии, женат, в общаге не живет, – назначил меня комсоргом. И мне удалось кипевший страстями курс сплотить на лоне литературы, правда, специфической. Дело в том, что институт, носящий имя своего основателя, Горького, неукоснительно следовал его идее о неразрывной связи литературы с жизнью. Правда, воплощалась эта идея особым образом. Союз писателей выделял огромные деньги на студенческие агитбригады, студенты могли ездить по всей стране, так сказать, крепя связи с жизнью, и вот наш курс в этом преуспел. Через год я стал заместителем секретаря комитета комсомола по учебно-творческой работе... При этом мне несколько раз предлагали вступить в партию, Пименову даже позвонили из ЦК ВЛКСМ и сказали, что я единственный в СССР беспартийный зам. секретаря комитета комсомола вуза, да еще идеологического, каковым считался Литинститут. Но я убедил Владимира Федоровича, что это прекрасно, мы и здесь уникальные. И он в конце концов благословил меня на литературоведение. И я, конформистски осознавая перспективу писать только в стол, начал заниматься Лесковым.

– Но ведь не только Лесковым, правда?

– Да, не за горами пенсия, и недавно я посмотрел, что же могу предложить издателю, если он найдется. Насчитал восемь книг – от юмористического романа об армии «Колеса в воздухе» и сборника прозы и поэзии «В жанре жанра» до словаря необычных фамилий (я их коллекционирую много лет) и литературоведческой книги «Сюжеты о сюжетах» (она частично печаталась в «Литературе»). Главное, что это написано, а дальнейшее – не от меня зависит. Ведь мы, литинститутские, имеем особую гордость – за свой счет не издаемся.

– А как же графоманы?

– Сейчас графоманам трудно. В советское время графоман часто имел возможность найти приют под крышей Союза писателей. Сейчас они в основном на семи ветрах, а сбиваться в тусовку без спонсора надолго не получится. Интереснее, когда человек выламывается из рамок графомании или, например, из узилища соцреализма. Например, однажды Василий Петрович Росляков привел к нам на семинар писателя Елизара Мальцева, о котором я знал только то, что он за какой-то свой колхозный роман получил Сталинскую премию 2-й степени. И вдруг оказалось, что Мальцев из старообрядцев, что-то пишет о них… Тема совершенно непроходная в то время. Эта трилогия, «Крест и звезды», кажется, до сих пор полностью не опубликована. Еще Мальцев сказал, что он поклонник прозы Марио Варгаса Льосы. Я об этом писателе ничего не слышал, пошел в библиотеку – и тоже стал поклонником Льосы. Вскоре Мальцев издал свой трехтомник, а там – его колхозные романы, уже отредактированные, очевидно, после чтения Льосы, насыщенные, в частности, эротикой. Мягко, акварельно. Я сравнил первую, премиальную, и последнюю редакции. И знаете, когда колхозников автор перевел на сеновал, на сено, которое они сами и заготовили, все получилось прекрасно!

– Сегодня часто говорят о том, что у книжных покупателей нет, помимо премиальных шорт-листов, никаких некоммерческих ориентиров – что и кого читать.

– В обзорах журнала «Литература» мы уделяем особое внимание лонг-листам. Именно на уровне лонг-листа еще держится что-то интересное. А вот уже в шорт-листы и даже в победители попадают тусовочные фигуры. Сами организаторы премий называют это случайностью, но мы-то знаем, что это просто продвижение людей, приближенных к данному распилу.

– Как вы думаете, почему критика не вполне справляется с этой ролью «советчика»? И какой должна быть литературная критика сейчас, в наше время?

– Критика, возможно, потому и не стала советчиком, что в России в условиях отсутствия обычного обсуждения политических проблем она обычно и не была собственно литературной критикой. Все ей требовалось сказать об одном, подразумевая совсем другое. Критика звала Русь если и не к топору, то к чтению сочинений с ясно выраженной политической направленностью, художественность пускалась побоку. Какое там «чувства добрые я лирой пробуждал», что есть первейшая цель литературы?! А ныне критика, вместо того чтобы воспользоваться состоянием политической свободы, страстно стала обеспечивать рейтинги продаж и обслуживать тусовки. А ведь у них, у критиков, есть сейчас уникальная возможность – стать историками современности. Я с почтением отношусь к энтузиастам, энциклопедически, справочно каталогизирующим литературу. Например, это очень разные, но старательные Сергей Чупринин, Андрей Немзер, Вячеслав Огрызко…

– Учителя литературы пишут вам в редакцию?

– Разумеется. И не только присылают свои работы для публикации. Людям хочется выговориться. Многие учителя жалуются, что нет времени читать, что душит огромное бюрократическое количество бумаг. То есть пишут по социальным вопросам. И хорошо, что пишут. Мы всячески помогаем им противостоять тотальной бюрократизации школы. Но порой с разочарованием видишь, что даже наши учителя литературы довольно плохо владеют письменной речью. Хотя у них главная задача научить детей в совершенстве владеть именно устной и письменной речью, вызвать и укрепить интерес к чтению. А мы в период недавних событий не раз слышали и видели: кавказские боевики говорят образнее, яснее, чем генералы российской армии после всех их академий. Как же при таких обстоятельствах найти общий язык?

– А власть с культурным сообществом может найти общий язык?

– Власть, которая уткнулась рылом в нефтегазовое болото, не видит ни образования, ни культуры. Например, в 2011 году был юбилей полета Гагарина в космос. Это общенациональный праздник, это народное единство, но… Вышла хорошая книга Льва Данилкина, были некоторые другие издания – но они и вовсе не замечены. Никакого праздника, напротив, космос как чернуха (плохо сели, едва не погибли)… В советское время даже из дутого повода делался праздник, а при нынешних посткоммунистах все обращается в общедепрессант.

– Но все же учитель литературы задает вам вопрос: в современной литературе первого ряда есть настоящие писатели? И если есть, то какие?

– Разумеется, в современной русской литературе настоящие писатели есть даже в том так называемом первом ряду, который формируется издательскими левиафанами. Мы в «Литературе» только что провели широкий опрос на тему «Современной школе – современное чтение», в нем участвовало более полутора сотен литераторов, но итоги будут объявлены в сентябре. Пока о них знают лишь двое: я, как координатор проекта, и вор, забравшийся в минувшие выходные в нашу квартиру и унесший оттуда помимо прочего ноутбук со всеми результатами опроса. (Если он, конечно, питает интерес к современному чтению, а не только к содержимому чужих жилищ.) Так что сейчас назову имена по своему выбору: это Фазиль Искандер, Валерий Попов и Дмитрий Верещагин. Вот последний как бы из условно второго ряда, но посмотрите, например, его повесть «Заманиловка» в апрельской «Дружбе народов»! Такая проза делает меня просто читателем – счастливейшее состояние!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2325
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5154
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2852
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3294

Другие новости