0
6387
Газета Персона Интернет-версия

25.04.2013 00:01:00

Да продлится «День…»

Тэги: аннинский, хохлев, беседа, день поэзии


аннинский, хохлев, беседа, день поэзии

Лев Аннинский – бережный хранитель самого первого «Дня поэзии». 
Фото Александра Асманова

Недавно увидел свет выпуск альманаха «День поэзии – XXI век» за 2012 год. «День поэзии» имеет давнюю и непростую историю: появившись в 1956 году и став громким событием в литературной жизни страны, издание просуществовало до 1991-го. Затем было несколько попыток возродить альманах, но в привычном ежегодном формате «День поэзии» «воскрес» только в 2006 году по инициативе московского поэта Андрея Шацкова. О старом и новом «Дне поэзии» Владимиру ХОХЛЕВУ рассказал давний участник альманаха, критик и литературовед Лев АННИНСКИЙ.

– Лев Александрович, как зародился «День поэзии»? Почему вдруг он обрел общенациональное звучание с самого первого своего выпуска в 1956 году?
– Потому что тот год был подобен мигу, когда прошлое и грядущее вдруг переглянулись равновесно и несовместимо.
Потому что поэзия почувствовала этот судьбоносный миг нашей истории и – в полном соответствии с верой в будущее – наделила его светоносным словом: «День».
Хотя исходные данные вроде бы не возбуждали, а успокаивали: издательство «Московский рабочий» – с 1922 года партийно-кооперативное (оба слова привычны); в редколлегии нового альманаха – старые имена: Павел Антокольский, Семен Кирсанов, Владимир Луговской (инициатор издания), Леонид Мартынов, Лев Ошанин, Зиновий Паперный, Ярослав Смеляков, Яков Хелемский, Александр Яшин… На все вкусы и жанры! А если добавить Роберта Рождественского, то и на все возрасты… Как полагается.
И все-таки что-то магнетически закрутилось вокруг «волюма», появившегося в книжных магазинах осенью 1956 года. Что-то завораживало в пестрой обложке, покрытой автографами поэтов. Что-то подсказывало: хватай и читай!
Схвачено. Прочитано. И – сбережено в неприкосновенном запасе. Хотя издано так, что и сохранить нельзя: огромный формат, не встающий на полку и впихиваемый поверх книжного ряда: тонкая бумага, рвущаяся от перелистывания… Но эту живо-уязвимую бумажную хрупкость – я это сразу почувствовал – нужно хранить! Я сохранил. Храню второе полустолетие. Осторожно листаю пожелтевшие страницы.
А тогда – какая там осторожность! Карандаш наготове! Чуть не от чтения каждого стиха на полях – восклицательные знаки! Впрочем, не только восклицательные. Надо же учесть мое тогдашнее состояние. Мне 22 года, я – выпускник филологического факультета МГУ, распределен в аспирантуру, готовлюсь к вступительным экзаменам, обложен книгами. Тема моя: горьковский «Самгин», но поэзия висит в воздухе, звенит, гремит, дразнит – входит в непременный обиход, независимо от будущей диссертации. С диссертацией ничего не вышло, у всего нашего выпуска. Вспыхнуло венгерское восстание, закрылись на социальное оздоровление двери аспирантур, подступила безработица… Мятежное имя «Петефи» шепчут и кричат вокруг, у ног бронзового Маяковского молодые толпы слушают и читают стихи, терзает души «День поэзии».
– Добрый день! – нас приветствует редколлегия в Предисловии и вдохновляет «Поэзией Коммунизма», «где будет много стихов и песен». Нормально. Принимается как привычное. А непривычное подстерегает дальше. В ахматовском: «И не с кем плакать, не с кем вспоминать,/ и медленно от нас уходят тени…» В цветаевском отпаде из огня в оледенение… Вот такой «коммунизм».
Листаю дальше. Критика и публицистика задевают, как и поэзия. «О воспитании и самовоспитании». Павел Антокольский. Карандаш в руку: «Новый Брюсов!» «Спор о поэзии». Лев  Копелев. «Новый Дидро!» Так и чешутся руки. Иногда – опускаются. Никаких помет – на стихотворении, открывающем «День». «Еще за деньги люди держатся./ Но скоро этого не будет...» Сказать бы Асееву, как оголтело станут держаться за деньги наши соотечественники в XXI веке…
Первое восторженное восклицание на полях – не смейтесь! – при чтении детской интермедии Агнии Барто. Дети играют и орут, а потом смолкают, взявшись за картишки. Тихая, мол, игра! Так надо же знать подтексты, в которые загоняла нас цензура той эпохи, надо понимать, откуда у нас тихие фиги в пустых карманах, какие развеселые «картишки» идут в обход общепринятых готовых форм… И вдруг все это отлетает. «Вы в той стране, где нет готовых форм…» Врезается в подсознание. И тотчас подхвачено, да так, что ломается карандаш от восклицательных и прочих знаков.
Мартыновское: «Это – почти неподвижности мука – мчаться куда-то со скоростью звука, зная прекрасно, что есть уже где-то некто, летящий со скоростью света!» Едва удерживаюсь, так хочется кинуться вослед.
Солоухинское: «Вдруг скучно сделалось во рту от хлеба аржанова…» Едва удерживаюсь: хочется ответить язвительной частушкой нашего круга: «Простите, де-о-вки, а я боле ня бу-уду!»
Слуцкий обрушивает меня из этого капустника в Кёльнскую яму: «Нас было семьдесят тысяч пленных… Партком разрешает самоубийство слабым… Каша с вами, а души с нами…» Страшно. И хорошо.
Корниловское: «Может, я обидел этого попа?» – ставит дыбом мою атеистическую прописку, раскачивает душу, наследует «Качке» другого Корнилова, не Владимира – Бориса. Того, кто сгинул в зоне… Страшно. И все равно хорошо. 
Ксения Некрасова обновляет стезю другого Некрасова. Того, кто видел коня, остановленного перед горящей избой. А ей что от этого? «Навстречу ей студенты шли,/  веселья звучного полны,/  с умом колючим за очками,/  и просто с синими глазами…» Да это ж мы! Ах, как болеем мы, студенты, за поэтов, и особенно за тех, кто объявляет о приходе нового, нашего поколения. Как ищем мы их стихи, листая «День»!
На последнем развороте – виртуозный шарж Игина: «Редколлегия за работой». Персон – под тридцать, все узнаваемые! Где там наши ровесники, уже заявившие о себе? Не сразу нахожу Рождественского – карикатурист от щедрого сердца наградил его слишком артистичными ресницами. Зато сразу узнаю Владимира Соколова – незаметно так, тихо стоит с краешка. Наверное, начинает уставать от XX века. Роберт от его имени выдает текст: «Мне двадцать семь. Женат. Я член союза. Общественной работы никакой». Предчувствуется в Рождественском великий пародист!
Но самый успешный из наших сверстников – конечно же, Евгений Евтушенко. Ищу его. А вот про нас: «Не знаю я – чего он хочет,/ но знаю – он невдалеке./ Он где-то рядом, рядом ходит/ и держит яблоко в руке. // Пока я даром силы трачу,/ он ходит, он не устает./ В билет обвернутую сдачу/ в троллейбусе передает…»
Где мой недоломанный карандаш?!
Хочет сотворить великое, не снимая домашних тапок! Но что-то не дает мне покоя, не отпускает, держит, мешает пробавляться карандашными остротами… Да Заболоцкий же! «Прощание с друзьями»: «В широких шляпах, длинных пиджаках,/ С тетрадями своих стихотворений,/ Давным-давно рассыпались вы в прах,/ Как ветки облетевшие сирени...»
Тени Гулага. Поля Магадана. Мечты о великом счастье. Пыль истории. Неистребимая жизнь стиха. «День поэзии». 1956 год.
– А в другие годы, вернее, в другие миги истории? Когда именно поэзия становится духовной доминантой культуры?
– Попробую ответить от обратного. А когда поэзия НЕ СТАНОВИТСЯ доминантой, уступает место другим родам и видам творчества? Каким? Очевиднее всего – суровой прозе. Или – зажигательной драматургии. Ответ: когда опыт народа еще накапливается до устойчивых форм или уже переливается в неотвратимо практичные действенные контуры. Но если эти практичные формы иссякают во взаимостолкновениях, а новый опыт только копится, – дух беспокойный и неугомонный продолжает терзаться, – вот тогда наступает исторический миг поэзии.
Сколько копился опыт новой России, приживленной к старой грозной Московии, пока дух держался и обнадеживался Пушкиным? А трагическое переглядывание Блока, Маяковского и Есенина в миг обрыва всех старых связей и катастрофического «обнуления» всех вековых ценностей? А миг первого шатания победоносной Советской державы в середине ХХ века?
Может, и нынешнее очередное «обнуление» – миг поворота? «Поэт в России – больше, чем поэт…» Для этого все остальное должно оказаться меньше. Уменьшается все: обкусанная территория, обглоданная память, обманчивые амбиции, обложенная матюгами языковая крепость… Но молодые таланты во всех краях территории вслушиваются в память, испытывают язык на крепость – исповедуются в стихах.
– Почему же появилась в «нулевые» годы нового века общественная необходимость возрождения, казалось бы, забытого альманаха, исчезнувшего на 15 лет в «бездуховные» для России годы?
– «Бездуховные годы» – вовсе не «нулевые» в смысле духовных поисков. Просто эти поиски отхлынули от «общественно необходимых» форм, перекинувших энергию масс в другие русла. В публично объявленную гласность, в горячку немедленного успеха, в чесотку саморекламы, в толкотню у линотипа, в интернетский экстаз… Остается ли поэзия и литература в целом магической скрепой нашей нации или определение академика Лихачева («Мы – нация литературы») устаревает? Не знаю… Я хочу, чтобы оно не устарело, но развитие литературы непредсказуемо. Какова сегодняшняя ситуация? Великие поэты, выстрадавшие прошедшую эпоху, ушли в однотомники, в хрестоматии, в собрания сочинений. Чтение сдвинулось с площадей в интеллигентские кухни, а потом и вовсе капитулировало перед прикольной развлекаловкой, шутовским балдежем в стихах. Все – по ритму русской истории: из крайности в крайность.
Новые, на глазах выросшие поколения – вовсе не «окончательно потеряны», они оглядываются в поисках великих идей, отворачиваются от «химер», растоптанных при выходе масс из безгласности в гласность, ищут, во что поверить, укрываются в пушкинско-тютчевско-заболоцкую потаенность, тянутся друг к другу: поделиться тревогой… Самое время для света «Дней поэзии» в этих сумерках – то ли предзакатных, то ли предрассветных.
– Поэзия останется духовной доминантой страны?
– Поэзия – часть литературы. Иногда часть громокипящая, иногда потаенная. В зависимости от того, кто самоутверждается на авансцене ярмарки, а кто пятится от этого тщеславия в укром души. История страны, история народа, история культуры неизбежно проходит такие стадии. Тем неизбежнее, что страна – по-прежнему непредсказуемо огромна, народ непредсказуемо талантлив, а культура непредсказуемо обновляется, справляясь с судьбой. Можно сказать, что нация совершенствуется.
– С «Днем поэзии» связано множество специальных премий (Международная Лермонтовская премия в области литературы, Петербургские премии «На встречу дня!» имени Бориса Корнилова и «Молодой Петербург», региональная премия «Югра» и т.д.). Литературным фондом «Дорога жизни» учреждены также специальный общественный орден и медаль «Русская звезда» имени Федора Ивановича Тютчева...
– «Поэт всесилен, как стихия, не властен лишь в себе самом…» Простите, Тютчев не дает покоя… И орден его имени получился весьма импозантным, и премии успешно подогревают внимание к альманаху… Проект популяризации русской поэзии действительно «работает».
– Альманах бесплатно рассылается по учебным заведениям и библиотекам России. Во всех сборниках отводится немало места под поэзию молодых, а в номере за 2010 год были напечатаны 30 студентов Литературного института имени Горького. Может ли альманах стать «маткой» в деле возрождения социальной значимости российской поэзии?
– Может и маткой, может и дядькой, может и батькой родным. Будем готовы ко всему.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2210
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4967
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2729
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3142

Другие новости