0
4837
Газета Персона Интернет-версия

30.05.2013 00:01:00

Рок-документалка

Тэги: авченко, беседин, беседа


авченко, беседин, беседа

Туда, в Приморье, попробуй еще доберись!
Фото Владимира Захарина

Недавно прозаик и публицист – автор книг «Правый руль», «Глобус Владивостока» и «Владивосток-3000» – Василий Авченко снялся в клипе «Четвертый троллейбус» группы «Мумий Тролль», тем самым, во-первых, вновь признавшись в любви к Владивостоку, а во-вторых, окончательно утвердившись в статусе одного из главных символов этого прекрасного города.
О книгах, сотрудничестве с Ильей Лагутенко, Дальнем Востоке, «русскости» Генри Миллера, «отравленности» журналистикой, поиске нужной интонации, пиратстве и многом другом с Василием АВЧЕНКО разговаривал финалист премии «Нонконформизм-2013» Платон БЕСЕДИН.

– Василий, последняя ваша книга «Владивосток-3000» написана вместе с Ильей Лагутенко. Что породнило писателя и музыканта? Это такой пиар-ход – две самые известные личности Владивостока сделали совместный проект?
– Отношения с Ильей у нас самые хорошие, под его песни проходила моя юность, и, когда он предложил мне поработать вместе, я с удовольствием согласился. До этого мы не были знакомы. Почему предложение было сделано именно мне? Думаю, дело в книжке «Правый руль», которая к тому времени как раз вышла. Мы ударили по рукам, и вскоре я поехал с «Мумий Троллем» по Дальнему Востоку – это само по себе было фантастическое путешествие, в котором и рождалась понемногу наша совместная фантастика. 
Взаимодействие продолжается: я немного участвовал в написании мумий-книжки «ТигрИные истории» для детей всех возрастов, сейчас вот мелькнул в новом клипе группы…
Илья – человек очень владивостокский, его окружают прекрасные люди, так что общаться с ними всеми радостно. Всегда было интересно смаковать отдельные строки и образы песен Лагутенко – некоторые считают их абстрактными, а это совсем не так.
А Владивосток пропиарить никогда не бывает лишним, чем мы и заняты. Смотрите новый клип «Мумий Тролля» на песню «Четвертый троллейбус» – он пропитан владивостокскими образами, смыслами и подтекстами настолько, что неместному потребуется культурологическая расшифровка.
– Можно ли считать вас летописцем дальневосточной действительности?
– Наверное, уже можно – только я бы сузил: «владивостокской», потому что весь Дальний Восток слишком велик и разнообразен, я его сам плохо знаю, – хотя я никогда о подобных лаврах не мечтал. 
Более того, я долго ждал, чтобы кто-нибудь написал книгу о правом руле – какой-нибудь перегонщик, или автомеханик, или хоть «барыга». Чтобы она была «изнутри». Но так как никто не спешил, книжку пришлось писать мне, хотя от автомобилизма я на самом деле довольно далек.
Дальний Восток, Приморье, Владивосток – территория волшебная, суровая, парадоксальная, крайне интересная, но культурно пока осмысленная очень и очень слабо. 
Есть шедевры – от фадеевского «Разгрома» (это Приморье) и арсеньевского «Дерсу Узала» (тоже Приморье) до куваевской «Территории» (это Чукотка) и кузнецовско-тулянинского «Язычника» (это уже Курилы), но все равно Дальний Восток в немалой степени остается «терра инкогнита» даже для нас самих.
– Вам выход «Владивостока-3000» прибавил популярности среди, скажем так, не самой читающей публики? Поклонницы «Мумий Тролля» письма пишут?
– Не знаю, иногда пишут разные люди, но не факт, что это именно фанаты «МТ». Все как полагается – одним нравится, другим нет, одни цитируют, другие говорят – «бред», ну и замечательно.
– Во «Владивостоке-3000» Илья стал писателем. У вас нет желания перевоплотиться – запеть, например?
– Почему нет, я с удовольствием, нужен только какой-то импульс или повод. Кому в юности не хотелось участвовать в рок-группе? Или, скажем, почему не исполнить в современной аранжировке песни удэгейцев? В свое время во Владивостоке действовал легендарный рок-клуб, сейчас «иных уж нет…», но и сегодня есть интересные фигуры и коллективы. Правда, им я, наверное, не очень нужен: стихов не сочиняю, а петь они и сами могут неплохо.
– То, что вы активно занимаетесь журналистикой, не мешает писательству? Не исчерпывается в статьях, заметках запас слов?
– Возможно. Я действительно отравлен репортеством, тем более провинциальным, но, с другой стороны, этим же провинциальным репортерством и порожден. Работа в газете так или иначе располагала к созданию текстов, да и по большому счету книга «Правый руль» начала расти из того, что оставалось за рамками газетных заметок о машинах.
А главное – оно меня кормит в отличие от книг. Другого делать ничего не умею, поэтому пишу заметки и буду продолжать писать. Прекрасно знаю свои слабые стороны. Что тут сказать… Надо над собой работать. И читать больше.
– Из последнего прочитанного что, кстати, выделите?
– Сейчас с удовольствием заново открываю для себя Фадеева и Арсеньева – фигур подзабытых, а главное, по-настоящему неосмысленных и даже непрочитанных. Из современников – Прилепин, Садулаев, Рубанов, биографии Данилкина, Елизаров, Данилов, Сенчин, Михаил Тарковский. «Культурный герой» Колобродова, «Лавр» Водолазкина – это из самых последних, оставивших очень сильное впечатление.
– Вы как автор сформированы иностранной или русской литературой? Какие любимые авторы, ориентиры?
– Не уверен, что сформирован. Но – скорее русской, от Достоевского и Розанова до Шукшина и Лимонова. Конечно, зачитывался сначала Джеком Лондоном, а потом, скажем, Генри Миллером, но они мне кажутся писателями почти русскими.
– Насколько важен личный опыт для писателя?
– Он, безусловно, важен, потому что так или иначе влияет на творчество – порой не прямо, но косвенно уж точно всегда: служа, например, не впрямую материалом, но как минимум творческим импульсом. Может быть, есть авторы, которым личный опыт не нужен, которые способны гениально придумывать, сидя в комнате и не выходя на улицу. Но большинство, думаю, не таковы.
Для меня важно не только умение писателя обращаться со словом, но и его личность, в том числе его биография, жизнь, которая за ним стоит и которая влияет и на сами тексты, и на их восприятие: поверю я ему или не поверю?
– В, пожалуй, самом известном вашем романе «Правый руль» вы работаете на стыке fiction и nonfiction. Это поиск тех самых новых форм?
– Для меня был – и остается – очень важным поиск нужной интонации. В «Правом руле» она, как мне кажется, была удачно найдена, и это подчеркнуто выбранным издателем жанровым определением книги: «документальный роман».
Я не умею писать чистый fiction. Nonfiction, тем более усиленный лирической, личной составляющей, мне представляется не менее перспективным и важным полем литературного высказывания. Есть люди, которые пишут великолепные романы, и прекрасно. Я их писать не умею, поэтому продолжаю искать свою форму, свою интонацию, которая не звучала бы фальшиво.
– Ключевое понятие «Правого руля» – инакомыслие. Инакомыслие – это свобода?
– Я бы сказал, что ключевое понятие книги – свобода, а инакомыслие понимается как одна из форм или областей свободы. Мир, конечно, пытается отформатировать и подавить, на то он и мир. Человек сопротивляется – на то он и человек.
– Инакомыслие – это и протест. Павел Басинский в одной из своих статей заметил, что писателю для его же выгоды необходимо протестовать против кого-то в политике. Вы согласны с этим?
– Протест естественен, а вот насчет выгоды – не знаю. Если я какое-то письмо подписал, то точно не ради выгоды, а просто потому, что посчитал нужным так поступить. Не знаю, кому протестная деятельность принесла какие-то дивиденды – я понимаю ее в категориях, если угодно, «некоммерческого проекта», гражданственности, идеализма и т.п.
В любом случае важнее не протестность или лояльность, а хорошие тексты, если они есть. Если их нет – никакая протестность не спасет. Хотя симпатичнее сегодня, конечно, протестность, она даже входит в моду: оппозиционерами себя уже называют многие из тех, кто раньше был равнодушным, всем довольным или даже откровенным защитником имеющейся власти. Мне такая перекраска не очень нравится, потому что я не очень верю в искренность таких «хамелеонов», а с другой стороны, возможно, это добрый знак, ведь мода – важный социальный индикатор.
– Сталин, как известно, написал на рукописи Платонова «Сволочь». Сейчас такое возможно?
– Невозможно, и это говорит о том, что власть с писателем не считается совсем, не видит его, не знает о его существовании. Между тем писатели есть, и грандиозные. Хотя бы те, кто назван выше. 
Но для власти важнее кино и СМИ, а литературу в Кремле не замечают – может быть, потому, что там мало читающих людей. С одной стороны, это хорошо: книги остаются территорией свободы высказывания. 
С другой стороны – плохо, потому что свидетельствует о маргинализации роли литературы в нашем обществе. Всем, грубо говоря, по фигу, что думают хорошие писатели. Всем почему-то интереснее мнение условной Ксюши Собчак или условного Михалкова, чем реальных Искандера или Распутина.
– Власть прекращает или сокращает финансирование литературных журналов. В Уфе, например, сократили финансирование «Бельских просторов». Это часть единой политики?
– Наверное, власти литература вообще не очень нужна. Власти нужна сама власть и еще те блага, доступ к которым эта власть дает, – нефтевалюта, например. Все остальное подчинено этой – ложной, разумеется, – сверхцели. Хотя не знаю, далек от отношений властей и литературных журналов. Я сижу у себя во Владивостоке, куда вообще мало что доходит, в литературные тусовки не вхожу, и выносить безапелляционные оценки с моей стороны было бы не очень корректно. Я попросту не разбираюсь в механизмах литературных процессов.
Жаль, конечно, что «толстякам» туго, что у них мала аудитория. Все-таки это как-никак некая система оценок, некая иерархия текстов плюс, что очень важно, институт грамотных редакторов. В той или иной форме качественные литературные издания, безусловно, должны существовать. И мне бы хотелось, чтобы их аудитория была широкой. Поглядим.
– 37% россиян не имеют дома книг. Интересуются книгами лишь 25% населения. Почему мы потеряли самую читающую нацию на свете?
– Наверное, по ряду причин. Слом государства, а на самом деле куда больше, чем просто государства, – целой социальной системы со своими связями. Обрушение системы распространения книг по стране (сегодня читатель сосредоточен в столицах). Смена приоритетов и мод. Развитие Интернета и вообще индустрии развлечений.
Мне, конечно, интереснее с читающими людьми. И порой становится непонятно: почему еще недавно все гонялись за литературой, а теперь стараются освободить свои шкафы от книг? 
Причем все это произошло в рамках одного поколения: те же самые люди, которые еще 25 лет назад читали взахлеб, теперь говорят, что «читать нечего», или же читают какую-нибудь условную Донцову.
– Меня всегда изумляла фраза, что книги стали дорогими. Вся жизнь подорожала. Но людям не жалко денег на алкоголь, но жаль на книги…
– Совершенно верно. Книги действительно недешевы, но тут, наверное, уместно говорить о приоритетах. Если книги в них не входят – это плохо. Про себя могу сказать, что чаще всего заказываю книги через Интернет: ассортимент московский, цены московские или даже ниже, доставка оперативная.
– Как относитесь к проблеме пиратства? Проблема ли это?
– Отношусь спокойно: по мне главное – чтобы читали, все остальное уже потом. Первично право на доступ всего человечества ко всем интеллектуальным ценностям. Оно для меня важнее, чем копирайт, в котором всегда видится что-то коммерчески-буржуазное. Хотя законодательство стараюсь соблюдать.
– Есть пиратство в музыке, но там исполнители могут зарабатывать концертами. А чем зарабатывать писателям? Работа ведь отвлекает от писательства…
– Времена, когда человек мог вступить в Союз писателей и спокойно «творить», прошли. Насколько я понимаю, сейчас книгами зарабатывает очень немного людей. Остальные получают за свое творчество очень немного, а пишут из других мотивов – потребности самовыражения, например. 
И соответственно имеют основную работу, где получают зарплату, на которую живут. Это данность. Возможно, это плохо, потому что, как ты говоришь, «отвлекает». Возможно, хорошо, потому что, если уж в таких условиях человек берет и пишет книгу (то есть совершает нелогичный поступок), значит, ему в самом деле это нужно.
– Вы сказали о буржуазности. Вы человек левых взглядов?
– Хотелось бы сказать, что я человек нормальных взглядов, но если пользоваться принятой терминологией – то да, левых. Хотя некоторые ценности, которые обычно относят к правым – свобода слова и совести, права человека, – мне близки тоже. Я не думаю, что одно так уж сильно противоречит другому.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1228
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1338
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1113
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
917

Другие новости