0
3208
Газета Персона Интернет-версия

19.12.2013 00:01:00

Литература, чем ты можешь быть полезна?

Тэги: горлова, яковлев, беседа


горлова, яковлев, беседа

Выучить на поэта нельзя, но воспитать высококультурного человека можно.  Илья Репин. А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года. 1911. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Одним из самых заметных «писательских» событий недавнего времени стало первое Российское литературное собрание (РЛС), в работе которого участвовали президент страны, а также писатели, книгоиздатели, библиотекари, деятели культуры... Словом, те, кому небезразлична судьба отечественной словесности. Хотя таких небезразличных, разумеется, гораздо больше, чем участников собрания. Среди них – поэт и прозаик Надежда ГОРЛОВА, с которой побеседовал Александр ЯКОВЛЕВ.

– Надежда, общественная реакция на РЛС оказалась далеко не однообразной – от восторга до откровенного стеба. Что думаете вы?

– Я там не была, но скажу. Государство и литература посмотрели друг другу в глаза и обменялись вопросами. Литература: «Государство, чем ты можешь мне помочь?!» Государство: «Литература, чем ты можешь быть мне полезна?» Теперь все должны думать, как ответить на оба вопроса сразу.

– Как вариант ответа – возможен ли госзаказ на роман, поэму, имевшие место при советской власти?

– Не госзаказ, а госпредложение. Заказ необходимо выполнять, предложение можно проигнорировать. Мне кажется, ответом на оба вопроса может стать система государственных конкурсов. Не одна Госпремия в 5 000 000, а много более мелких; не за «заслуги», а за выполнение конкретных тематических и жанровых предложений.

Например, «лучший роман о Великой Отечественной войне», можно и конкретнее, например «о битве на Курской дуге». «о взятии Нарвы и Дерпта», «о крещении Руси», «о Павле I». Любой эпизод истории страны, любая известная личность может послужить конкурсной темой. А как именно будет раскрыта тема и в какой стилистике – дело автора. Жанровые предложения могут быть разнообразны: роман, повесть, рассказ, поэма, лирический цикл… Объявляется конкурс заявок с образцами стиля (заявка плюс глава). Несколько заявок выбирается. Их авторы пишут романы в течение определенного времени и получают на это время стипендию. Затем конкурс. Избранное премируется, издается, экранизируется… Необязательно выбирать победителя каждый раз, его может и не быть – ну, никто не удовлетворил запросу. Система государственных конкурсов должна представлять собой мелкоячеистую сеть, покрывающую как можно больше жанров и заявленных тем. Пусть призовые суммы и стипендии участникам конкурсов будут не так уж велики. Широта сети и невеликие суммы – залог демократичности предприятия. Не надо объявлять конкурс среди всего населения России, только среди профессиональных литераторов – чтобы минимизировать отсев. Тут возникает проблема критерия: кто профессиональный литератор? Ее можно решить формально – наличие публикаций «на бумаге», или членство в союзе, или надо иметь диплом Литературного института, или учиться в Лите.

Кто будет читать-выбирать? Лица, соответствующие этим же признакам, только в конкурсе не участвующие. Ридеры и члены жюри тоже получают  стипендию. Объявляется конкурс – одни писатели подают заявки на участие в нем, другие заявляют о желании судить. Кто войдет в жюри – решает жребий, например.

Так государство получит представительное количество литературных произведений, отражающих историю России. Они будут в основном добротными, и среди них могут попадаться и выдающиеся. А у литераторов будет возможность получения какого-никакого дохода. А кому есть чем заняться и на что жить – пожалуйста, не участвуй.

– Филолог Елена Пастернак, вдова сына поэта, вспомнила слова Бориса Леонидовича на Антифашистском конгрессе в Париже (в 1935 году): «Писатели, не объединяйтесь». Может быть, действительно не стоит?

– Если под объединением подразумевается создание новой структуры, то у нее обязательно будет власть и материальный ресурс, за которые обязательно кто-то будет бороться. Новая структура – новые склоки и конфликты, не имеющие отношения к литературе. Возможно, Елена Владимировна хотела сказать, что дрязги надоели. Они ведь и дискредитируют писательское сообщество перед властью. Трудно с пиететом относиться к людям, которые ведут бесконечные суды за собственность. Нет бы тринитарные споры вести.

Какие виды объединения писателей действительно нужны? Литературный фонд, Литературный институт, площадки для выступлений, презентаций – ЦДЛ, литературные клубы. Журналы, газеты, порталы. По-моему, достаточно, если еще добавить систему государственных конкурсов.

– Сторонники собрания как причины для объединения указывают на совершенный провал литературного и филологического образования, трудности книгоиздателей и книготорговцев... На все то, что превратило Россию в страну, где средний взрослый человек читает не более 9 минут в день. Такие данные привел глава государства во вступительном слове.

– Если говорить о провале литературного образования, в этом нет ничего удивительного. Литературного образования у нас просто нет. В школах есть урок музыки, урок рисования. Почему нет урока литературного творчества? Почему есть музыкальные и художественные школы, но нет литературных? Музыкальные и художественные школы много ли воспитывают профессиональных музыкантов и художников? Конечно нет – и не надо. В массе они воспитывают людей высокой музыкальной и художественной культуры, которые разбираются в музыке и изобразительном искусстве, ходят на концерты, выставки. Людей высокой литературной культуры мы не воспитываем. Школьные уроки литературы, на которых детей пытаются учить что-то читать и анализировать, – это не то. Это, конечно, важно, но это не то, о чем я. Это все равно что в художественных школах только показывать картины великих художников, а в музыкальных школах только давать слушать великую музыку. А карандаш и смычок в руки не давать. Учить чему-то можно только через активное занятие. Поэтому нет и высокой читательской культуры. Надо учить писать. Человек, умеющий писать в разных жанрах, – это совершенно необязательно писатель, но обязательно – человек высокой культуры и высокого развития. Не случайно кандидаты в китайские чиновники сдавали экзамены по стихосложению. Стихосложение наряду с музыкой и рисованием изучалось и в пушкинском лицее. Но конечно, не этот лицейский курс сделал Пушкина поэтом. Этот курс сделал всех лицеистов высококультурными людьми.

Были бы такие литературные школы как элемент дополнительного образования – были бы и читатели с высоким вкусом. Кстати, литературные школы – это и рабочие места для литераторов, пенсии и больничные, – если вернуться к теме РЛС.

– Есть литстудии.

– Это в основном пассивная работа, не учеба. Учеба – процесс, ведущий к результату, а в студиях обсуждается то, что студийцы написали по собственному почину и сами хотят вынести на суд, т.е. обсуждается результат, полученный стихийно, самоучками. Вряд ли студийцы получают и выполняют конкретные задания по оттачиванию техники в тех объемах и масштабах, что ученики музыкальных и художественных школ.

А трудности книгоиздания и книготорговли – это историческая неизбежность. Когда появился станок Гуттенберга, переписчики книг стали терять заказчиков. У человечества отпадает необходимость покупать бумажные книги (тем более есть возможность какие-то тексты вовсе не покупать). Бумажная книга из носителя текста становится Предметом. Игрушкой, украшением жизни, предметом роскоши. Я сама постоянно пополняю библиотеку семилетней дочери. Интересующие меня тексты скачиваю. А печатные книги покупаю только те, которые выдаются своей полиграфией. Причем, бывает, иллюстрации издательство закупило первоклассные, а расположены они в книге то мелковато, то слишком густо, то набор иллюстраций не тот, который я помню с детства... Тогда я книгу не беру. Думаю, все покупатели бумажных книг становятся взыскательными. Так что у бумажных издателей один путь – наращивать качество полиграфии. Что они и делают, это заметно.

– Чем вы объясните поворот власти лицом к литературе?

– Власти литература не нужна. Мы сначала строим дом, потом клеим обои, мебель покупаем, другие необходимые вещи. Потом ставим на полку вазочку. Если власть остановила благосклонный взор на вазочке – значит, дом нашего государства стоит, обои поклеены, мебель укомплектована. Словом, есть стабильность или власти кажется, что есть. Литература это ощутила и замаячила перед взглядом, ненадолго задержавшимся на витрине с сувенирами. Правильно, надо пользоваться минутой и предлагать и то, и это – даст бог, что-нибудь да окажется на полке. Но нужно это не покупателю – государству, а продавцу – литературе. Хотя в идеале литература сможет предложить именно полезное, а не только красивое.

– В интервью, не так давно опубликованном в журнале «Литературная учеба», критик и литературовед Инна Ростовцева высказалась о вас: «Техника письма Горловой… это концентрация, сгущение смысла, накапливающегося постепенно и конденсирующегося, как роса». Что-то мы давно ничего не читали вашего – где сейчас «конденсируется роса»?

– Я очень благодарна Инне Ивановне за добрые слова. Они больше свидетельствуют о ее великодушии, нежели о качестве моего конденсата. Конденсат выделяется постоянно и неумолимо, но – малыми порциями за неимением времени. В основном занимаюсь педагогической деятельностью в прямом смысле слова – вожу ребенка по школам и кружкам. Утешаюсь лозунгом «Лучше меньше, да лучше» и мыслью, что Бородин писал «Князя Игоря» 18 лет. Правда, не закончил. Но я оптимист.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1623
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4093
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2262
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2556

Другие новости