0
4303
Газета Персона Интернет-версия

15.01.2015 00:01:00

Царь или сумасшедший?..

Тэги: поэзия, книгоиздание, язычество, мамонов, уэйтс, новодворская, армения, дмитрий пригов, сергей курехин


поэзия, книгоиздание, язычество, мамонов, уэйтс, новодворская, армения, дмитрий пригов, сергей курехин Вадим Месяц: если модуль поведения у меня есть, то он джазовый, импровизационный. Фото из архива Вадима Месяца

По случаю 50-летия Вадима МЕСЯЦА и 10-летия культурного проекта «Русский Гулливер» с поэтом и прозаиком побеседовал Андрей ТАВРОВ.


– Вадим Геннадиевич, в этом году у вас два юбилея – 50-летие и 10 лет проекта «Русский Гулливер». Как эти даты соотносятся в вашей жизни? Я  ловлю себя на мысли, что время астрономическое – условная величина, а вот время личное, смысловое всегда вращается вокруг самых ярких событий жизни.

– Мне нравится менять личную мифологию и вместе с ним отсчет времени. Раньше я ориентировался по вышедшим книгам, когда их стало много – по рождению детей (их у меня четверо). Еще важнее внутренние творческие установки: возникает идея, условно говоря, проекта и ты живешь какое-то время под его знаменами. Так было с «Ветром с конфетной фабрики», книжкой, которую кто-то назвал веселым реквиемом по совку, с хулиганским романом «Лечение электричеством» из жизни бандитского поколения эмигрантов,  черной Лолитой в «Правилах Марко Поло». Когда мне исполнилось 40 лет, я был еще на Лонг-Айленде, и прошлый юбилей совпал с уходом в «мифы о Хельвиге», был у меня такой поэтический архаический проект, когда я полностью переместился в эпоху Великого переселения народов и стал варваром-язычником. После такого серьезного наезда на цивилизацию нужно было расслабиться, и я переключился на «Имперского романсеро» – лубок, игровые стихи. Параллельно написал «Легион архангела Гройса» – роман из деревенской жизни современной Беларуси, в котором мои друзья, умершие и погибшие в России, неожиданно воскресают в бывшем Великом княжестве Литовском. Мне пришлось начитаться Николая Федорова и Рудольфа Штайнера, но книжка получилась легкой и веселой. Я ее еще не напечатал. Сейчас пишу в основном стихи: много и безоглядно. Никакой специальной концепции нет. Ясно, что проект будет называться «Стихи 14-го года»: тем более друзья говорят, что я начал писать совсем по-другому. «Если у тебя фонтан – заткни его». Сразу после Нового года заткну и вернусь к прозе.

– В «Гройсе» есть игры со временем, текущим одновременно в разных направлениях. А как возникла идея издательства «Русский Гулливер»?

– А там все происходит тоже в каком-то ином измерении. Есть год основания Центра современной литературы – 2004-й, но первую книжку мы издали в 2005-м, что, на мой взгляд, означает, что юбилей у нас на следующий год. «Русский Гулливер» живет своей внутренней жизнью, по каким-то чуть ли не мистическим законам. Реально нечто новое и отличающее нас от других издательств началось в 2008 году. Точкой отсчета можно считать нашу поездку в амстердамский университет на конференцию «Мерцающий авангард». Именно там я понял, что нашу творческую и издательскую деятельность необходимо вписать в какой-то контекст (например, русского авангарда), большую роль сыграла и последняя встреча с Лешей Парщиковым, с которым мы когда-то затевали «Гулливерус». Создание нашего журнала «Гвидеон», кроме прочих плюсов, привело к тому, что у меня под шумок написались две книжки критики и эссеистики «Поэзия действия» и «Второй концерт Рахманинова как национальная идея». Работа в «Гулливере» дисциплинирует: она и мне на пользу чисто в ремесленном плане.

– Контакты «Гулливера» с учеными остаются за кадром, а ведь это – дисциплина подхода. Малевич как-то произнес смешную фразу: я всех вас покрыл «Черным квадратом». Есть ли что-то интуитивное или поэтическое, с помощью чего вы «покрываете» организационное и писательское пространство?

– Ваш вопрос призывает меня сказать что-нибудь умное, но я воздержусь. Позиция у нас изменчивая, неуловимая, пусть и существует на фоне какой-то незыблемой идеи, имя которой всуе не называют. Художнику нужно выставляться, писателю – публиковаться. Вообще хорошо, когда ты влияешь на процессы, определяешь моду. Не думаю, что мне это к настоящему моменту удается в полной мере, но «медных труб», необходимых для того чтобы не унывать, я получил достаточно. Известность – палка о двух концах. Она к чему-то обязывает, балует, портит. Почему многие мои друзья, ставшие знаменитыми, либо вообще замолчали, либо стали писать слабее? Настроение писателя определяется тем, что у него в настоящий момент на рабочем столе. Возможность оставаться в относительной тени дает больше свободы, чем публичность. Друзьям, которые по той или иной причине обойдены вниманием, можно сказать: вот вы хотите напечататься в том или ином журнале, а вы их читаете? Вы согласны с их политикой или ее отсутствием? Ведь нет скорее всего. Это лишь вопрос престижа, не более. То же самое с премиями: вам интересно мнение нескольких литературных клерков, которых никто уже давно не принимает всерьез? А зачем тогда переживать и завидовать? Мне повезло, что я получил комплименты и признание от людей, которых действительно уважал. Бродский… Гаспаров… Зиновьев.  Для меня это важнее, чем грамоты на стене.

– «Гулливер», мне кажется, больше часть природы, чем часть социума. Что-то вроде мирного смерча, движущегося по морям и континентам и останавливающегося в точках силы, поэтической и природной. Живой объем, полный пространства и времени, как в строчке об Одиссее, возвратившемся домой. Как угадать его маршрут? Мне кажется, он и для вас во многом непредсказуем. Помните страны, где вы были?

 – Туризм меня мало интересует – разве что с детьми. Я 15 лет прожил в Америке, на отшибе цивилизации. Десять лет занимался культуртрегерством в колледже под Нью-Йорком. Так что административная деятельность вошла в привычку. Меня она не ломает. А что касается географического расширения проекта – это правда. И не то чтобы у меня такая цель: так получается в силу общительности. Думаю, на биеннале в Венеции мы хорошо выступили, в Салониках. В Латвии был осенью в писательском доме в Вентспилсе. Хорошим начинанием были Парщиковские чтения, а мы сделали вечера в Петербурге и Москве. Собственно, мемориальный семинар, который мы с вами и Эдом Фостером сделали в Хобокене, тоже продолжение Парщиковских чтений, хотя поминали ушедших участников нашей русско-американской программы. Тут и Лена Шварц, Нина Искренко и Дмитрий Пригов, Сергей Курехин. Что еще? Летом ездил на фестиваль в Геную, где оказался единственным представителем от России. Лестно, что своими песнями я этот фестиваль закрывал. Давно вынашиваю идею фестиваля на Майорке, где жил мой любимый Роберт Грейвс. Вы сказали, что «Русский Гулливер» – проект стихийный, природный. Может быть. Разве что в силу моего темперамента. И в лесу я люблю жить больше, чем в городе. Мне кажется, я прожужжал всем уши встречами с доисторическими черепахами и медведями… Но это так. Встреч с животными у меня по-прежнему много. Лет пять назад на страницах «НГ-EL» я сказал, что поэт для меня скорее лесной царь, чем городской сумасшедший. Вы знаете, настроение меняется. Меня потянуло в город: я даже словарь свой пытаюсь урбанизировать или сочинять стихи под джаз. Так что против городских сумасшедших я ничего больше не имею.

– Чтобы стать городским сумасшедшим, стараться не надо, достаточно просто жить в современном городе, пронизанном политикой и страхами. Кстати, какова издательская политика «Русского Гулливера»?

– Сумасшедший сумасшедшему рознь. Скажем, Тома Вейтса или Петра Мамонова можно считать городскими сумасшедшими, да? Другой пример – Новодворская. Конечно, мне Мамонов и Вейтс ближе. Я слишком долго сидел в архаике, фольклоре, в таком деревенском дискурсе. Соскучился по кофе в кофейне, джазу, даже галстук готов надеть. Вообще если какой-то модуль поведения у меня есть, то он джазовый, импровизационный: и в сочинительстве, и в «гулливеровщине». Надо, чтобы никто не догадывался (да и ты сам), какой ход будет следующим. Кастанеда считал, что таким образом мы обманываем смерть – я так глубоко не копаю, мне просто интересно, и все. От политики спрятаться трудно, она во все щели лезет, но мне кажется, что, занимаясь книгоизданием, выпячивать свои взгляды неправильно. Что происходит? Война города и деревни происходит. И в Непале, и в Америке, и в Украине. Мне странно принимать какую-либо сторону. Я отчасти «академический ребенок», но деды-бабки были крестьянами, простыми работягами. У меня такое ощущение, что связь эту мне сохранить удалось. То есть в рабоче-крестьянской среде я чувствую себя комфортно, без снобизма и интеллигентских комплексов. А про издательскую политику… Раньше мы издавали много поэтических книжек, больше, чем кто-либо другой в России. Сейчас хотелось бы поставить акцент на прозу, короткую прозу. Она и раньше у нас выходила, но теперь я хотел бы сделать эту политику приоритетной.

– «Гулливер» много работает с регионами. Возникают и новые контакты – с Арменией, например…

– Ну да, стихи пишутся не только в столицах. Попытки московских комиссаров определять мейнстрим, к счастью, провалились. Мы сейчас не то чтобы на распутье, но в процессе бессознательного становления. Кто-то говорил, что поэзия в 90-е годы была приватизирована. Мы сейчас движемся к ее национализации. Это традиционное состояние нашей литературы – народность, гражданственность и т.п. То, что умники считают элитарным искусством, чаще всего пыль в глаза. Литературные штудии, которые нашли в себе наглость быть опубликованными. Мое обращение к провинции не случайно – я из Сибири, из Томска. Первая публикация моя произошла на Урале, и я этой публикацией горжусь больше, чем подборкой в парижском «Континенте». Я до сих пор поддерживаю отношения с друзьями и литераторами из Екатеринбурга. Последний «Гвидеон» посвящен поэзии Урала. До этого был «американский» номер. Про Армению хороший вопрос. Армянский номер журнала уже собран – выйдет первым в 2015 году. Подоплеки своего «романа с Арменией» я не знаю. Первая любовь в школе была наполовину армянкой, может, в этом дело. И в Америке, и в России армяне были свои люди. Последнее время каждый год езжу в Ереван на форум издателей и переводчиков. Написал безумную вполне поэму по следам Чарлза Олсона и американских авангардистов  «Дендроут Арарат».

– Когда мы познакомились, вы меня удивили тем, что на Лонг-Айленде, на побережье, объехали бабочку. Сейчас бы объехали или не до этого?

– В жизни я стараюсь обходиться без лишней символики и суеверия. Про бабочку я не помню, но, видимо, объехал ее инстинктивно. И сейчас бы сделал то же самое в силу осторожности, необходимости сохранять некий «баланс мира». И сочинительство, и издательская работа происходят у меня стихийно. В каком-то смысле я живу на автопилоте. И это – счастливое свойство характера. Жить и действовать без рефлексий конструктивнее. «Глаза боятся – руки делают». Все происходит само собой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1500
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3865
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2161
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2429

Другие новости