0
5325
Газета Персона Интернет-версия

26.05.2016 00:01:00

Поэзия – это голова дохлой кошки

Тэги: поэзия, джойс, беккет, кафка, юнг, фрейд, батай, маяковский, шекспир, слово, рок, фатум, дао


фото
Андрей Тавров:
«Слово до смешного,
до благоговейного ужаса
похоже на человека».
Фото Елены Резниченко
У Андрея Таврова особые отношения со словом. Оно скорее средство связи между надсловной природой и читателем. Стихотворение для него по-платоновски канонично, как некий термос энергии. Критики подступаются к его произведениям с разных сторон, выявляя, скажем, симпатии к нечеловеческому или анализируя прием «схлопывающихся» метафор, которые вместо создания новых смыслов двигают восприятие в заданном русле текста. О значении и сущности слова, смыслах и культурных ассоциациях, роли читателя и журнале «Гвидеон» с Андреем ТАВРОВЫМ побеседовал Владимир КОРКУНОВ.


– Андрей Михайлович, создание стихов для вас – это скорее разговор с собой или обращение к аудитории?

– Разговоров с собой я стараюсь избегать. Для меня это один из симптомов больного, нецелостного сознания, картину которого развернул Джойс, проанализировал Фрейд и продемонстрировал Беккет. Вообще XX век в области литературы (да и живописи с музыкой) посвятил себя изучению больной стороны человеческого сознания, изучению болезней – Кафка, Юнг, Фрейд, Батай… Мне кажется, пора вернуться к поискам того, что люди испортить не могут, – к заданному в жизни вдохновению,  здоровью, глубине необусловленной жизни, а не к правилам обусловленного интеллекта.

– Но в жизни есть нечто, превосходящее слово, цвет, звук. Почему же мы до сих пор для написания стихов прибегаем к словам (художники – к краскам, композиторы – к нотам)?

– Знаете, тут речь идет о форме и внеформенной энергии. Жизнь как таковая не имеет формы, как и дыхание. Искусство да и человек во все века играют с формами, играют в формы. Одно без другого просто не существует. Понимаете, есть два типа слова. Есть слова властные – это может быть слово лозунга, как у Маяковского, это может быть власть интеллектуального слова, власть обольстительного слова (Набоков) и т.д. Но по формату все это конферанс: власть над слушателем, читателем.

И есть слова безвластные. Это как раз самые сильные слова. Они как тяга земли, без которой все улетело бы в космос, они как воздух, без которого мы бы задохнулись, как силовая структура молнии. Они не властвуют – они просто есть. И тем, что они есть, они творят мир. «О как же я хочу, нечуемый никем,/ лететь вослед лучу, где нет меня совсем./ «Нечуемый никем там, где меня нет» – вот невероятной силы безвластная поэзия. Это поэзия необусловленная, открытая Бытию, проводящая высшие его слои в жизнь.

– Критик Марианна Ионова приходит к выводу, что в ваших стихах при множестве культурных отсылок слово утверждено в собственном значении, а не скрывается за ассоциациями, что оно само становится событием. Тогда как современная поэзия чаще предполагает обширное дифференцирование смыслов, и слово в этой системе становится не самоцелью, а подобием отсылки к другим культурным кодам…

– Современная поэтика часто аппликативна, интеллектуальна и безжизненна. Об этом писал еще Чеслав Милош, упрекая современных ему европейских поэтов в утрате жизни в пользу интеллектуальных процедур. А слово до смешного, до благоговейного ужаса похоже на человека. У него есть дух, душа, тело. Есть дословесное начало, неподвластное энтропии. Для меня слово располагается между его зерном и его аурой – тем же зерном, прошедшим сквозь тело слова и развернутым в мир, как цветок. И то и другое – вещи несловесные, но живое слово именно между ними протянуто, как бечева, и пульсирует смыслами. Это стоит учитывать.

– А вот Наталия Черных в рецензии на ваш «Часослов Ахашвероша» заметила, что в оппозиции человеческое/нечеловеческое вы на стороне нечеловеческого. (И последнее может вызвать дискомфорт у читателя.) Какова ваша авторская сверхзадача?

– «Часослов» – книга о Силе, способной разломать слежавшиеся пласты обыденного сознания. Сила эта действительно не на стороне человеческих заблуждений. Человек – существо сверхъестественное, открытое для Безмерного. Для обыденного сознания не только Ангел Рильке – курс доллара страшен, а тут встреча с Безграничным. Я бы представил живое слово (условно, конечно) в виде эллипса с двумя центрами: слева центр – зерно, начало внутренней формы слова, граница с несловесным миром энергии, справа – центр, из которого выворачивается к читателю аура слова. Между ними располагается тело слова.

– Что для вас скрывается за словосочетанием «приращение новых смыслов»?

 – Само стихотворение – это одно большое слово. Слова, ведомые грамматикой и синтаксисом, кружат вокруг пустотного центра стихотворения – источника бесконечных новых смыслов. Поэзия открывает новый канал восприятия, если она подключена к глубине сердца человека и сердца вещей, которые, как говорят японцы, являются одним и тем же сердцем.

– Если условно поделить поэтов по методу написания текстов (этих делений, разумеется, больше), для одних работа над стихотворением – результат, для других – процесс. А для вас?

– Оба протекают во времени. Но для меня в стихе и в работе над ним больше всего ценны именно вневременные вещи, ощущение свернутого порядка стихотворения. Знаете, Моцарт говорил чуть ли не за несколько часов до начала оперы: «Я еще не записал увертюру, но она у меня вся уже написана внутри». Он имел в виду странный образ хранения вещи – свернутый, вневременной. Такая музыка и такое стихотворение упраздняют Рок, Фатум. Им для того, чтобы осуществиться, нужно время, время. А во вневременное Року не втиснуться, для него там просто нет места.

– Поэзия, на ваш взгляд, дело вкуса или существуют объективные критерии ее оценки?

– Поэзия – это прежде всего ощущение необусловленности в самом себе и в стихотворении. Объективные критерии тоже существуют: техника, чувство слова… Инструмент должен быть безупречен, чтобы на нем можно было передать то, что ты хочешь. Но главное все же не техника, не инструмент, а сама весть.

– Меня заинтересовала ваша интерпретация стихов Мандельштама. На словесном уровне происходит непонимание, но постфактум текст проникает в человека и позволяет видеть, слышать, чувствовать затекстовый слой. Как настроить орган восприятия, чтобы проникать в над- или затекстовое пространство?

– Есть орган в человеке, считывающий самое для себя главное – невыразимую информацию о себе и мире, «протекающую» меж слов мастера. Его надо развивать, как развивают интуицию. Мы все большей своей частью (основной массой айсберга) расположены в «затекстовом пространстве», нам надо просто осознать эту область в себе, увидеть свое «лицо до рождения», по выражению одного из великих мастеров духа – Банкея. Те, кто хочет войти в эту реальность, – читайте Померанца, читайте Зинаиду Миркину, вложившую в четверостишия гениальный опыт общения с Бытием, а главное – прислушайтесь к себе.

– Традиционный вопрос поэтам – что есть поэзия?

– Это путь в реальность, сама терапевтическая, врачующая реальность первого порядка в поддельном и больном мире пятого и седьмого порядка реальности. Дополнение себя до распечатывающего радости Единства. Открытие его в себе. Или, другими словами, голова дохлой кошки. Она никому не нужна, по словам одного даоса, и не может быть использована в корыстных целях.

– Голова дохлой кошки – это сильно! А теперь позвольте личный вопрос. Для чего и почему на определенном этапе жизненного пути вы сменили литературное имя?

– Это смешная история. После одного из кризисов я уехал в глухую валдайскую деревеньку. С собой захватил Шекспира с «Антонием и Клеопатрой», Парщикова – «Выбранное». Месяц мучился от собственной тупости, бездарности и немощи. Бродил по лесам и болотам с рысями и волками. Короче, словно рождался заново. После этого стал подписываться как Андрей Тавров.

– Насколько отражает ваши внутренние установки о творчестве возглавляемый вами «Гвидеон»?

– Журнал «Гвидеон», как и весь проект «Русский Гулливер», – это прежде всего его основатель Вадим Месяц, потрясающий поэт и очень динамичный человек. В наших с ним диалогах родилось множество ценнейших для меня идей. В «Гвидеоне» мы стремимся дать панораму современной литературы, и, конечно, среди авторов есть более близкие мне поэты, а есть интересные, но не близкие. Но это не значит, что другим их не надо читать.

– Каждое издание несет определенную эстетическую задачу. Что за цель у «Гвидеона», чем он отличен от других и какова его миссия?

– «Гвидеон» – живое создание, он меняется. Он, как и издательство, начался отчасти с идеи, что есть много талантливых людей, которых официальные издательства и журналы не печатают. Вот мы и будем их печатать. Приоритет – одаренность автора. В дальнейшем мы отказались от тяжеловесной мифологии, сделали шаг к простоте, к простой сильной прозе, к сильным, пусть и не всегда простым стихам. Пока мы меняемся, мы живы. Основное – это присутствие волшебства, разлитого в воздухе, как по асфальту молоко…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
917
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1236
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
951
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
790

Другие новости