0
1793
Газета Филология Интернет-версия

04.11.1999 00:00:00

Игорь Смирнов: "Низы еще могут, но верхи уже не хотят"


- ИГОРЬ ПАВЛОВИЧ, а что такое сегодняшнее литературоведение?

- На протяжении трех десятилетий, в 60-е, 70-е, 80-е годы, литературоведение развивалось в трех главных направлениях: неориторика, нарратология и теория интертекста. Неориторика, которая была создана бельгийской группой литературоведов, объединившихся под названием "группа ╣", - это прежде всего западное явление, продолжающее аристотелизм, в то время как нарратология и теория интертекста опираются на русское литературоведение 20-30-40-х годов. Нарратология, как известно, вышла из "Морфологии сказки" Проппа, а теория интертекста, в том виде, в котором ее инициировала Юлия Кристева, опирается на представление о диалогичности литературного произведения, обоснованное Михаилом Бахтиным. Все эти три направления не просто развивались как применимые к анализу конкретного произведения: они постоянно развивались в теоретическом отношении. Выдвигались одна теория вслед за другой. Например, вслед за теорией нарратива Греймаса появились многочисленные новые теории: Ван Дийка, Вольфа Шмида и многие другие.

- А что теперь?

- 90-е годы характеризуются тем, что все эти три подхода к литературному произведению продолжают оставаться актуальными, но актуальными только для практического применения. Новых теорий интертекста, или повествования, или риторики, включая деконструктивизм, который во многом ориентирован на неориторики, - не появляется. Эту ситуацию можно было бы описать, пользуясь метафорой деэротизированного тела, которую Владимир Ильич Ленин использовал, чтобы дать представление о том, что такое революционная ситуация: низы не могут, верхи не хотят. Так вот: низы литературоведения еще могут, но теоретические его верхи уже не хотят. Так возникает кризис в современном литературоведении - кризис теории.

- Каким образом этот кризис протекает?

- У нас больше практически нет теории литературы. Теория литературы может возникать только в тех условиях, когда литература воспринимается как автономная сфера деятельности человека. Это и означает кризис литературоведения, потому что без теории, только как эмпирические исследования, наука развиваться не может. Производятся разные попытки найти пути, которые могли бы вывести филологию из этого кризиса.

- Какие именно?

- Во-первых, это та сфера исследований, которая называется cultural studies. Что такое cultural studies - мне не понять. Я вел семинар по cultural studies в Констанцском универститете, который длился целый год, и в конце этого семинара я понимал, что такое cultural studies, еще меньше, чем в начале. Это какая-то смесь исследований по истории кино, бытовому поведению и так далее, пришедшая на смену семиологическому проекту. Cultural studies включают в себя элементом новое литературоведение. Я думаю, что наиболее внятно задачу этого нового литературоведения изложила немецкий автор Doris Bachman-Medick. Она определила литературные тексты как средство самотолкования какой-либо локальной культуры. Во многом она опирается на исследования Клиффорда Гирца, выступающего против универсалистской антропологии, которую когда-то развивал Клод Леви-Стросс. Для Гирца каждая культура специфична и не может быть сведена к универсальным началам.

- Вы говорили, что существует несколько путей преодоления кризиса. Какие еще развиваются направления?

- Второе направление - это геопоэтика, геокультурология, геолитературоведение - всякие термины можно найти в соответствующей литературе, которая сама себя пытается как-то обозначить. Если cultural studies - это постсемиология, то геопоэтика - постмимезис. Литература в геопоэтике понимается с миметической точки зрения - как отражение действительности, которая оказывается привязана к определенному политизированному хронотопу. В этой сфере мы найдем и исследования, посвященные русской литературе: например, книга поляка из Кракова Василия Щукина, которая называется "Дворянское гнездо". Литературу Щукин связывает с определенной локализацией культуры - он продолжает в этом, конечно, традиции Переверзева и других социологически ориентированных русских литературоведов, прежде всего 20-х годов. Геопоэтика - это отчасти немецкая наука, которую развивал Карл Хаусхофер, а отчасти русская, которую творили евразийцы-ленинградцы, и среди них особенно активным был Петр Савицкий. Третье направление - философия литературы. С легкой руки Деррида, сама философия стала пониматься как почти литература. Разница между философом и писателем по Деррида почти не существует. Философ тоже творит свой собственный отчасти эстетизированный и безусловно имагинативный мир. На этом основании развиваются исследования разных философских жанров, которые не относятся к жанру традиционного философского трактата (работы Артура Данто). С другой стороны, исследуется воздействие философии на литературу. В качестве примера можно привести статью Лиотара "Жест и комментарий", где литература понимается как ждущая для себя философского комментария. Четвертое направление - это гендерные исследования. Все эти четыре направления стремятся растворить литературоведение в чем-то другом, лишить его автономного статуса.

- Однако вы начали свои лекции с введения в new historicism. Это направление для вас особенно важно?

- Оно кажется мне интересным. Литература растворяется в истории, но отчасти история олитературивается и оказывается историей литературных текстов. Направление new historicism возникло во второй половине 80-х годов в США. В начале 90-х new historicism начал активно реципироваться в Германии. Самые знаменитые имена новых историков: Гринблат (Greenblatt) и Монтроуз.

- Может ли литературоведение выйти из кризиса, возродившись из пепла?

- Подводя итоги тому, что я говорил о попытках выйти из кризиса, в который попали практически все гуманитарные науки, можно было бы рассказать один анекдот. В этом анекдоте речь идет об экскурсии, которую врач ведет по сумасшедшему дому: может быть, это тот самый Бедлам, который описывал в своей "Истории безумия" Мишель Фуко. Врач указывает экскурсантам на разного рода больных. "Вот, - говорит он, - тяжелая форма шизофрении, но мы надеемся сделать этого человека здоровым членом общества. Вот перед вами существо, охваченное параноидальным бредом, и его мы надеемся вылечить. А вот неизлечимый больной: онанист, пигмалионист, растлитель малолетних, некрофил"┘ И вдруг больной, который в это время лежал, натянув простынь на голову, сбрасывает с себя эту простынь и кричит: "И прекрасно себя чувствую!" Примерно то же самое происходит в литературоведении: несмотря на те тяжелые болезни, которые мы можем диагностировать, литературоведение все же продолжает свое существование.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1656
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4143
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2282
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2582

Другие новости