0
2584
Газета Филология Интернет-версия

07.12.2000 00:00:00

Тайная литература в идеях Петербурга

Тэги: Ахматова, Иванов, Арьев


История ленинградской неподцензурной литературы: 1950-1980-е годы. Сборник статей. - СПб: "Деан", 2000, 176 с.

Всякое издание, название которого начинается со слова "история", а продолжается словом "литературы", можно изначально воспринимать как полновесное и всеобъемлющее описание предмета - в данном случае действительно литературы определенного периода. Где уже литература рассматривается как система, расставлены все точки, выделено главное: "самым значительным литератором данного периода был..." и т.п.

Но причина появления этой книги - другая. Сборник большей частью (за исключением статьи Бориса Никольского о Союзе советских писателей, критически, но изнутри повествующей о нравах этой институции) отражает тезисы материалов семинара "Ленинградская неподцензурная литература 1950-1980-х годов", работавшего почти каждую пятницу в течение года в Музее Ахматовой в Фонтанном доме, а также конференции, прошедшей по результатам семинара в декабре 1999 года в особняке Кшесинской.

Вдохновителем семинара и конференции был один из соредакторов сборника Борис Иванович Иванов, писатель, журналист, фигурант того самого неофициального литературного процесса, исследованию которого и посвящен сборник.

Книга - фиксация семинара. С поправкой: в ней - только ничтожная часть того, что звучало в докладах и дискуссиях.

Темы, рассматриваемые в статьях сборника, неравнозначны. Больше всего внимания уделяется поэзии. Минимальное обращение к прозе (Сергей Коровин, Федор Чирсков, Рид Грачев, Валерий Холоденко и все). Произведения Чирскова и Холоденко до сих пор полноценно не изданы. О писателях пишут близкие друзья: о Чирскове - Андрей Арьев, о Коровине - Нина Савченкова, что тоже косвенно свидетельствует о том, насколько мало известны рассматриваемые персонажи.

Начинается сборник с попытки взгляда на эпоху в целом. Статьи об общей проблематике написаны Валерием Сажиным, Борисом Ивановым и Вячеславом Долининым. Завершается книга специальными работами филологов Игоря Сухих и Людмилы Зубовой на материале ленинградской неподцензурной литературы.

Одной из важных тем, поднимавшихся на семинаре, являются взаимоотношения, круг общения людей, участвовавших во "второй культуре". В сборнике этому вопросу напрямую посвящены лишь две статьи - Елены Кумпан "Наши старики" и Татьяны Никольской "Круг Алексея Хвостенко".

Если сказать подробнее о поэзии (а это единственная часть неподцензурной ленинградской литературы, о которой в связи с этим сборником можно говорить подробнее), то в сборнике оказался четко намеченным определенный круг поэтов, без имен и поэзии которых невозможно помыслить себе ленинградскую неофициальную культуру этих десятилетий.

Уже умершие: Иосиф Бродский (которого упоминают во многих местах и с разных сторон); о нем - статья Бориса Рогинского, непосредственно анализирующая тексты, на достаточно тривиальную, но не очень широко пока разработанную тему "Бродский и джаз"; Леонид Аронзон, о поэзии которого интересно рассказывает Валерий Шубинский, содействовавший изданию одного из сборников поэта; Роальд Мандельштам (о нем - опять же Рогинский).

В середине - самое интересное (об этом явлении высказывается в этом сборнике Игорь Сухих: "большинство докладчиков совмещают в себе рыбака и рыбу, шницель и повара"), а именно - сами авторы неподцензурной литературы осмысливают те или иные проблемы ее существования. Примеров "повара и шницеля" в сборнике достаточно (но все же существенно меньше, чем на семинаре). Самый яркий - Виктор Кривулин, рассказывающий о "петербургской спиритуальной лирике" - или, по-другому, о религиозной проблематике у таких поэтов, как Александр Миронов, Василий Филиппов, Олег Охапкин, Елена Шварц, Сергей Стратановский, Петр Чейгин; при этом Кривулин на забывает сказать и о себе.

Еще есть в сборнике заметки Светланы Ивановой о флоре и фауне в произведениях авторов "второй культуры" - она рассматривает стихи Сергея Стратановского (ранние), Елены Шварц и Василия Филиппова.

В общем, какая-то историко-литературная линия начерчена, но остается ощущение, что эта линия несколько дискретна и подлежит дополнительной корректировке.

В частности, корректировке должна подвергнуться и краткая библиография - не очень понятно, для чего помещенная в конце книги, - как в силу явной неполноты (о некоторых персоналиях не упоминается ни словом), так и потому, что некоторые упомянутые в ней работы были позже переизданы в переработанном виде: пример переизданий - статьи и материалы критика Владислава Кулакова даны вразброс (хотя еще в 1998 году были изданы отдельной книгой "Поэзия как факт"), 14-й номер "Нового литературного обозрения" тоже "раскидан" по авторам, хотя в нем - большой блок материалов по ленинградской неофициальной литературе, и его стоило бы упомянуть специально.

В предисловии говорится, что эта книга - только начало изучения соответствующего контекста. Ходят слухи (=есть надежда), что выйдет еще один сборник статей. Может быть, с помощью дальнейших изданий удастся получить более полное и цельное представление о ленинградской неподцензурной литературе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
530
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
333
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2287
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1783

Другие новости