0
2377
Газета Филология Интернет-версия

07.12.2000 00:00:00

Сталинский Пушкин, или тотальная пленительность героя

Тэги: Молок, Пушкин, Булгаков, Зощенко


Юрий Молок. Пушкин в 1937 году. Материалы и исследования по иконографии. - М., Новое литературное обозрение, 2000, 272 с.

Книга Юрия Молока актуальна потому, что тридцать седьмой год "большого террора" был своего рода "акме" сталинского рейха (террор выглядит, если иметь в виду государственную мифологию, как тайное жертвоприношение). В том году, как мы помним, "социализм был построен в основном". Более того, культурный миф зрелого сталинизма второй половины 30-х объективно стал таковым и для советского режима в целом, так как брежневский культурный официоз был рыхлой матрицей сталинского. То есть пушкинский триумф-37 стал стержневой частью триумфа советского.

Главное достоинство книги, написанной (увы, незадолго до смерти) известным искусствоведом, специалистом по книжной графике, - это прекрасно отобранная и откомментированная фактология. Прежде всего она охватывает основные темы тогдашней дискуссии об изобразительном решении пушкинского праздника. Каким должен быть новый, советский памятник Пушкину, в журнале "Звезда" обсуждали в основном филологи и писатели; как Пушкина следует иллюстрировать - в журнале "Литературный современник", в основном художники. Хотя в целом в обеих дискуссиях были задействованы и те и другие. Но, что не менее важно, Молок перекидывает мост к первой "пушкинской литургии" 1880 года. Она не только стала единственной, воплотившейся во что-то реальное (опекушинский памятник на Тверском бульваре, получивший своеобразное "крещение" Пушкинской речью Достоевского), но - при том что пушкинисты сталинского призыва, естественно, критиковали пушкинские торжества 1880 г. и отталкивались от них - именно это превращение Пушкина в культовую фигуру оказалось фундаментально востребованным ими и их патроном.

В целом осмысленный автором материал отвечает на два ключевых вопроса.

1. Почему Пушкин был столь востребован советским режимом и стал его святыней?

2. Почему пушкинский сегмент сталинского мифа не воплотился не только во что-то самодостаточное (в отличие от мифов о революции, Ленине, Иване Грозном и Отечественной войне), но и характерное для режима?

1. Гениальность Пушкина была инициирована петербургской культурой и регулярным Петербургом как воплощенным мифом государства, сотворенного человекобогом (Петром) и гениального в своей регулярности. Его цель - не только не благо подданных, но и не благо творца, а лишь собственное функционирование, механизм которого человекобог и воплощает. Именно из государственно-классицистического пафоса проистекает пушкинская дерзновенная норма (дерзновение - творение вровень с демиургом, норма - внутренний порядок творения). Государство как самоценный идеал обусловило стремление марксистских пушкинистов, в том числе первого ряда (Тынянов, Томашевский и др.) увековечить советского Пушкина именно в Петербурге. Пушкин должен был заменить Медного всадника в качестве нового синтеза регулярного пространства Северной столицы. (Однако Сталин ненавидел Петербург-Ленинград и установки там главного памятника допустить не мог.)

2. Единственным автором Пушкина-1937 был Сталин. Это вовсе не зависело от того, в какой степени он инициировал торжества столетия со дня смерти либо утверждал их эмблематику. Просто в сознание присягнувшей марксизму интеллигенции он вдавил свой образ и образ государства как единственного воплощения этого марксизма. Если Ленин полностью воплощал идею и дух марксизма, то Сталин воплощал как бы "тело" советской империи. И художники, и филологи в своем видении апофеоза советского Пушкина либо вдохновлялись образом "Сталина/СССР", либо редуцировали свой порыв в соответствии с этим образом. Разумеется, в оценке эстетической бесплодности пушкинских торжеств 1937 г. нельзя недооценивать и фактора случайности. Но то, что большинство творивших тогда бесспорных гениев (Шостакович, Эйзенштейн, Мейерхольд, Петров-Водкин, Прокофьев┘) Пушкиным не привлеклись, говорит, как представляется, именно об этом.

Само же это лекало - то бишь сознание реального Сталина - было сугубо нормализованным и даже сниженным сознанием городского обывателя-люмпена эпохи эстетического безвременья 1870-1880-х годов. Тогда, с крахом дворянского мира, вкус мещанина совпал с вкусом двора и утвердился в качестве общественной нормы. Именно в те годы прошел первый общенациональный триумф Пушкина, приуроченный к полувеку со дня его гибели и воплотившийся прежде всего в опекушинском "пампуше" на "твербуле".

Естественно, что большинство участников дискуссии 1936-1937 годов о новом памятнике Пушкину начинали с того, что памятник Опекушина плох и, хотя, в общем, терпим, не может быть скульптурной эмблемой советского Пушкина. Характерны в этом плане высказывания художника Тырсы в адрес реалистически-"передвижнических" иллюстраций Пушкина и передвижничества вообще. Ему, как не имеющему имперского и "пушкинского" пафоса, отказывалось в титуле подлинно национального.

В итоге, однако, все замкнулось на переносе старого опекушинского памятника на другой, "высокий" берег Тверской улицы и развороте его лицом к бульвару. Знаменательно название вводной главы: "Из истории неосуществленного памятника и незавершенного романа". То есть вполне внутренне устраивающий Сталина-люмпена "мещанский" Пушкин получил недостающий ему государственный монументализм. Другие памятники писателям, построенные в те годы в Москве (веселый Гоголь на соответствующем бульваре, Грибоедов на Чистых прудах), как показывает Молок, отличаются от эпохи 1880-х годов лишь тем, что "приватный" реализм того времени превращают в монументальный, государственный. Фактически писатели предстают как полководцы и герои.

В лице Сталина и Гитлера обыватель возвел свой бидермайерский вкус в искусстве и в жизни в ранг мифа и государственного миротворения (не случайно Сталин любил слушать "Сулико" в исполнении симфонического оркестра). Поэтому живописной нормой двух рейхов стали довольно схожие Иван Крамской и Адольф Менцель, и еще более схожей оказалась их художественная практика, виденная нами недавно в соединенном виде - на выставке "Москва-Берлин".

Средством государственной сакрализации обывательского вкуса стали в обоих случаях классицизм и его литературные продолжения: у нас - Пушкин, у немцев - Гете.

Книга Молока прекрасно показала: по "Пушкину-1937" проходит граница между несообщающимися сосудами двух культурных мифов.

Первый - дворянский. Он воскрешает античную мечту о золотом веке, саму античность в этом качестве, а образцового дворянина делает идеальным человеком "первых времен". Второй - обывательский. Антикизированную культуру дворянства он превращает в поп-искусство, в бидермайер. С помощью той же машинерии классицизма он возводит свой вкус в ранг высшей нормы и святыни, а символом чужой культуры освящает свою собственную - вот эту, массовую.

От редакции. Редакция полосы "Филология" не разделяет многих положений статьи Александра Иваницкого (например, о марксизме Тынянова и Томашевского), однако считает его точку зрения на книгу Юрия Молока нетривиальной и интересной. Позволим себе, однако, оговорить, что пушкинские торжества 1937 г. при всей их специфике нельзя назвать совсем уж эстетически бесплодными: например, именно в то время Михаил Булгаков написал пьесу "Последние дни". А рассказ Михаила Зощенко о пушкинских днях показывает, что в 30-е годы в русской литературе, даже в СССР, шла рефлексия на темы, обозначенные в статье Иваницкого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
768
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
679
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
796
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
544

Другие новости