0
1484
Газета Филология Интернет-версия

16.05.2002 00:00:00

Фаллология,

Тэги: словарь, мат, плуцерсарно


>Алексей Плуцер-Сарно. Большой словарь мата. T. 1. - СПб.: Лимбуc-Пресс, 2001, 329 с.

Первый том "Большого словаря мата" (интервью с составителем словаря Алексеем Плуцером-Сарно см. в "EL-НГ" за 01.11.01) посвящен только одному из обсценных слов, слову крепкому, настоящему и краткому. Словник занимает пару десятков страниц, еще полсотни - статьи, исследующие этимологию слова (А.Д. Дуличенко), его феноменологию, антропологию, метафизику и прагмасемантику (В.П. Руднев); отдельная статья реконструирует историю словарных описаний "непристойной лексики" от Даля до наших дней. Все вместе в подзаголовке названо "опытом построения справочно-библиографической базы данных лексических и фразеологических значений слова". Итак, не столько "словарь", сколько то, что словарю предшествует, - база данных, картотека.

Самый большой по объему раздел в книге отдан фразеологии, что правильно, так как эвфемизмами-дисфемизмами пропитана наша речь. Как ни парадоксально, этому в наибольшей степени способствует сам факт существования мата, а не культурные табу или коммуникативные проблемы. В данном случае табу у нас не общекультурное, а все же, по крайней мере с недавно ушедшего века, языковое: мы можем называть мужской половой орган самыми разнообразными необсценными словами, а совершенно не привязанные к нему элементы действительности - этим, обсценным, добавляя заметную и непостижимую экспрессию, непереводимую, не заменяемую. Подобрать синонимы для матерных слов невозможно, в любом тексте обязательно что-то теряется. То есть "мат" - это определенные последовательности букв, а не значение, которое им придается контекстом - прямое (часть тела) или переносное (оскорбление, отрицание и многое-многое прочее).

Абсолютно не важно, кто употребляет это слово в речи, а кто - нет, всяк русскоязычный владеет этим словом хотя бы пассивно. Национальная фишка, чуть ли не материал для книги "Эти странные русские". Алексей Плуцер-Сарно предпринял первую грамотную, без спекуляций, попытку разобраться в том, как это слово функционирует; и такая попытка немаловажна как для испорченных нас, так и для подрастающего поколения - не то чтобы неиспорченного, но, коль скоро рамки дозволенного в языке постепенно расширяются, скажем, более раскованного. Публикация многостраничной филологической работы фиксирует то особое положение, которое занимает в языке описываемое слово. Таким образом возникает шанс спасти язык - от стирания границ между особым и обычным. При этом дихотомия запретного и допустимого, конечно, увы, не стирается, а обостряется. Даже самые консервативные филологи - те, кто против включения матерных слов в словари, более того, в словари разговорной речи, - полагают, что этому изданию есть место на книжной полке, находящейся в их ведении. Рецензируемая книга предоставляет им прекрасную и долгожданную возможность четко отделить то, "что нельзя", от того, "что можно".

Для менее консервативных читателей книга интересна постановкой проблемы, "как надо" и "как не надо" использовать слово. Сложности словоупотребления не в последнюю очередь связаны с тем, что интересующее нас слово существует на грани между "бранным" и "комическим". Оскорбление смешно, смешное неприлично, то есть в конечном счете для кого-то оскорбительно.

Особое положение слова в языке и в культуре сказалось и на главных недостатках "Словаря". Алексей Плуцер-Сарно доверчиво следует за источниками поэтического свойства - будь то авторские или фольклорные тексты в стихотворной форме. Поэтические иллюстрации действительно незаменимы для представления акцентной парадигмы слова по падежам - слово, зажатое ритмом и зачастую рифмой, не может извернуться иначе, здесь вариативность невозможна. Однако при истолковании тех или иных значений слова поэтический язык - с его семантической многомерностью - явно оборачивается против исследователя.

Разумеется, автор привлекает самый различный материал, далеко не только поэтический - и художественную прозу, и нонфикшн. В ход идут многообразные каналы информации - книги, архивы, рукописи, чаты, устные опросы. От пергамента до интернета. Но стихотворная речь в таком контексте играет специфическую роль - во всех остальных случаях можно исхитриться и выкинуть слово из текста практически незаметно для посторонних глаз. С песней (поэтической формой) это, как известно, проделать гораздо сложней.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
484
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
312
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2217
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1724

Другие новости