0
3394
Газета Филология Интернет-версия

19.03.2015 00:01:00

Оставшийся в мифе

Тэги: филология, модернистская поэзия, иван коневской, вьелегриффен, де ренье, верхарн, суинберн, россетти, ницше


филология, модернистская поэзия, иван коневской, вьеле-гриффен, де ренье, верхарн, суинберн, россетти, ницше Жизнь моя – вода. Фото Евгения Лесина

Имя Ивана Коневского известно сейчас, да и всегда, в сущности, было преимущественно узкому кругу знатоков модернистской поэзии и филологам-специалистам. Меж тем парадоксальным образом этот поэт (наряду с еще несколькими фигурами) вошел в канон Серебряного века своим личным мифом, принципиальным для символистского и постсимволистского отношения к поэтической биографии.

Иван Иванович Коневской (настоящая фамилия Ореус) родился в 1877 году в Санкт-Петербурге. Он стал одной из важнейших фигур в возникающем символистском движении – благодаря не только поэтическим опытам, но и статьям о новейших тенденциях в литературе и искусстве, переводам (сам Коневской выстраивал список важнейших для него европейских поэтов, называя – приводя написание некоторых имен к современной норме – Вьеле-Гриффена, де Ренье, Верхарна, Суинберна, Россетти, Ницше). При жизни поэта вышел единственный его сборник – «Мечты и думы Ивана Коневского 1896–1899» (СПб., 1900). Летом 1901-го, купаясь в коварной лифляндской речке Аа, Коневский утонул. Посмертно вышел подготовленный Валерием Брюсовым (который относился с нехарактерным для него пиететом к погибшему поэту) том Коневского «Стихи и проза» (М., 1904).

Как уже я говорил выше, миф о Коневском во многом заслонил его творчество. Конечно же, гибель здесь играла важнейшую роль, оказываясь в ряду иных, используя неологизм Михаила Гаспарова, «смертестроительств» русской литературы. Но и вообще недолгий путь Коневского логически подводил к выстраиванию одного из самых ранних модернистских литературных мифов.

Именно рассмотрению взаимоотношений между мифом, биографией и творческим путем Коневского посвящена монография Джоан Д. Гроссман. Исследовательница цитирует редактора журнала «Аполлон» Сергея Маковского: «Тогда же пошел слух в литературных кругах: Коневский не утонул случайно (хотя река Аа и славится опасными водоворотами). Нет, он погиб добровольно, ушел из мира плоти (как истинный романтик), плывя до потери сознания, до блаженного обморока, отдавая себя под рассветным небом возлюбленной стихии», – немедля оговаривающегося, что вышесказанное ничто, кроме как миф.

Однако подобная конструкция лежала в основе собственного творческого мифа Коневского. Гроссман пишет: «Вода как образ и символ часто фигурирует в стихотворениях Коневского… Значение этого символа углубилось во время морского путешествия летом 1898 года, когда поэту открылось совсем новое отношение собственной личности к миру: «Жизнь моя – вода». Мифологема воды столь тотальна в мировой культуре, что не требует пояснения. Однако текучесть как особое свойство времени и бытия (вспомним еще гераклитовскую философскую метафору) особое значение приобретает, когда мы говорим о духовной биографии столь последовательного поэта-мистика, как Коневской».

книга
Джоан Д. Гроссман.
Иван Коневской,
«мудрое дитя»
русского символизма /
Пер. с англ. Н. Мовниной,
К. Федоровой.
– СПб.:
Изд-во Пушкинского Дома;
Нестор-История, 2014.
– 308 с.
(Современная русистика, т. 1)

Книга Гроссман, неизбежно показывая внешнюю биографию Коневского – совсем не богатую событиями, что не спишешь даже на короткую его жизнь, – в гораздо большей степени описывает этапы становления Коневского как мистического по преимуществу мыслителя; и его поэтическое творчество, безусловно, подробнейше проанализированное Гроссман, и переводческая работа, и важнейшие размышления над проблемами возникающего нового искусства (на раннем российском этапе которого совместную с Валерием Брюсовым роль Коневского невозможно переоценить), – все оказывается лишь элементами общемировоззренческой программы, точнее путь ее формулирования и трансформации.

Бессмертие личности, сохранение ее непрерывного бытия, мистическое понимание мироустройства, пророческие функции поэта – вокруг этого вращаются мировоззренческие поиски Коневского. Гроссман пишет, что Коневской «давно уже пришел к выводу, что отдельная личность не может и не должна просто растворяться в жизни природы, будь то до или после смерти; в любое время она должна продолжать существовать как единое независимое целое. Но в то же время она не может существовать как изолированная, замкнутая на себе монада, бесконечно странствующая в мироздании».

Этот поиск был прерван смертью, случайной или (что маловероятно) нет, но вошел в само существо символистского, а следовательно, и общемодернистского мировоззрения. «Всем существом своим пророк проходит путь между нынешними и далекими, ожидающими днями», – писал Коневской в последнем своем письме, чьим адресатом был его друг Сергей Семенов. Этот путь Коневского прослежен в книге Джоан Д. Гроссман подробно и убедительно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2230
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4995
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2748
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3161

Другие новости