0
597
Газета Философия Интернет-версия

22.06.2000 00:00:00

Несколько объяснений


Наше положение. Образ настоящего. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000, 302 с.

ЗАДАЧА "Нашего положения", не пользуясь конструктами, осмыслить всю ситуацию настоящего, т.е., значит, тем самым перспективу жизни, открывающуюся здесь и теперь.

Факт этого сборника равен его назначению, т.е. сам его выход выполняет задачу показать и держать открытым шанс настоящего, не в смысле программы, что делать, или разоблачения, кто виноват, а в возможности дышать, в реальности настроения, за которое авторы отвечают, что оно надежно и работает для благополучия и спасения.

Сейчас разнообразными предприятиями, прежде всего государством, все материальные и идеологические ресурсы обозримой реальности и будущего использованы повсеместно и надолго вперед. В нашей книге не эксплуатируется будущее и не привлекаются туманные инстанции русской идеи, народного характера, национальной личности, исторической судьбы.

Несколько заявок, которые делаются в книге, тут же удовлетворяются явочным порядком. Перечислю главные. Все связаны между собой и предполагают одна другую.

Во-первых, две стороны мысли - поэзия (искусство) и философия (наука) - в России заметным образом неравносильны. Сама встреча в сборнике обеих этих сторон мысли показывает ожидание, что их неравновесие не всегда должно продолжаться.

Трезвая надежда на восстание философской, т.е. одновременно правовой, мысли может положиться - это во-вторых - только на проснувшееся чувство равенства всех перед законом и на то, что у московского служилого человека, хранителя порядка, появится религиозное понимание слабого, странного и чужого живого существа. Начал здесь каждый, конечно, всегда с самого себя.

Заявкой на выздоровление мысли в нашей стране предполагается поэтому, в-третьих, восстановление в России общества, т.е. выход мира, который всегда у нас существовал и существует, из темноты на свет. Сборник, не обязательно в той мере, в какой он прочитан, уже одним тем, что он появился, работает в этом направлении. Понимание мира здесь близко к тому, которое предложила Ханна Арендт в ее только что вышедшей по-русски книге "Vita activa", привезенной сегодня из Питера присутствующим здесь издателем.

"Наше положение" захватывает поэтому, в-четвертых, место, которое в основном было до сих пор по инерции занято попытками путем исчисления концепций решить проблемы, в принципе на лексическом уровне не решаемые. Вещи, вошедшие в "Наше положение", уже сейчас предлагают для XXI века и для третьего тысячелетия позитивный тон, который работает сразу, начиная тем самым решение проблем, и будет работать после их решения.

Позиция сборника в отношении к наиболее обсуждаемым - что правда не значит главным - силам настоящего может быть определена строго отчетливо. Мы напоминаем, что территориально-демографически замкнутый суверенитет не имеет перспектив ни вообще, ни для нашей страны. Задачи всякого государства определяются прежде всего делом мира, назначением человечества. Формулировать эти задачи для нас будет в конечном счете наша власть.

Отношение к Европе и к остальному человечеству определяется для авторов, конечно, признательностью и признанием, но одновременно памятью и напоминанием о том, что мы - восточный азиатский полюс Европы и необходимы для ее целого.

С этим связано отношение к Церкви. Каждая Церковь - неотменимая часть христианства, неполная без других частей. Человеческое сближение каждой с другими частями христианства на почве, не задевающей веру, обязательно.

Простого первого шага в каждом из направлений достаточно. Теоретики, авторы конституций и программ должны спокойно признать, что решающая мысль страны движется в литературе, поэзии, словесности. Там наша настоящая социология, политэкономия, политология, и оттуда надо брать основания для законотворчества и программ.

Власть должна попробовать сказать, что она делает и чего она хочет, назвать себя и сформулировать принципы помимо принципа удержания и усиления власти.

Наша Церковь должна для начала принять ту очевидность, что православие не может означать раз навсегда обеспеченной правоты. Символом того смирения могло бы быть принятие григорианского календаря.

Скучно и бесполезно делать вообще какие-то шаги, не имея предельной цели. Такой целью может быть только восстановление всего, не в смысле большого множества вещей, а в смысле, близком к тому, в каком сказавший свое слово человек в конце говорит: все.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1283
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3404
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1930
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2226

Другие новости