0
1278
Газета Философия Интернет-версия

05.07.2001 00:00:00

Воля к власти шестьдесят лет спустя

Тэги: Юнгер, Ницше


Юнгер Ф.Г. Ницше. Перевод с немецкого, вступительная статья, избранная библиография А.В. Михайловского; послесловие Г.Фигаля. - М.: Праксис, 2001, 256 с.

ФРИДРИХ Георг Юнгер (1898-1977) выпустил большое эссе о Ницше в 1949 г. в издательстве своего друга Витторио Клостерманна. В заключении книги были слова: "Настоящее сочинение - плод нового обращения к мыслям Ницше, порожденного историческим моментом. Нападки, которым он подвергался со всех сторон, пробудили во мне долго дремавшую любознательность". Нет нужды говорить, о каких нападках идет речь. И то, что именно Ницше был той фигурой, к которой обращалась немецкая мысль в исторической ситуации 30-40-х гг., также не вызывает сомнений.

Возвращению к Ницше предшествовала долгая подготовка почвы. Важно было сменить зрение, обрести дистанцию и новый опыт. В 30-х гг. выходят первые сборники стихов и эссе "О комическом", в 40-х гг. - эссе "Греческие боги", "Титаны" и главная философская книга "Совершенство техники". В то время когда весь мир истощается в грандиозной войне, Юнгер фиксирует рост механизации человека, вызванный планетарной техникой, которая организует и подчиняет себе мировые ресурсы. Теперь голос Ницше звучит как никогда отчетливо, и теперь Юнгер пробует поставить/найти диагноз и обнаружить пути спасения/исцеления от недуга нигилизма.

Из последнего сочинения Ницше Юнгер извлекает "основное заключение": "┘Нигилизм захватил все, проник всюду, даже в самого Ницше, который является "последним совершенным нигилистом Европы", оставившим, однако, нигилизм позади себя┘ Какова ситуация сегодня, спустя шестьдесят лет после того, как была задумана "Воля к власти"?.. Катастрофа, которую Ницше ощущал уже в то время, которую он чувствовал всеми своими членами, всеми своими фибрами, наступила. Началась эра мировых войн, борьба за господство над землей, и мы находимся в ее эпицентре. Вместе с тем изменилась историческая ситуация, пришло время новой топографии мысли".

В эссе есть допущения, кажущиеся весьма странными современным знатокам Ницше. В самом деле, можно ли называть "Волю к власти" одной из трех главных книг наряду с "Рождением трагедии" и "Заратустрой"? Здесь видны исторические границы работы, увидевшей свет раньше изданий Шлехты (ввело требование хронологического порядка) и Колли-Монтинари ("Критическое издание" объединило фрагменты, наброски и планы осени 1885 - января 1889 г.). Впрочем, не менее очевидно, что наличие филологически классифицированных "Фрагментов из наследия" не имеет прямого отношения к философскому осмыслению творчества позднего Ницше в ситуации современной эпохи.

"Сам нигилизм - это воля к власти┘ Западноевропейский нигилизм в целом - это не признак изнеможения, но┘ наиболее деятельная и энергичная форма воли к власти, наиболее разрушительная из тех, что когда-либо запускались и запускаются в действие, ибо нигилизм не позади нас, но мы находимся внутри него. Однако в то же время мы заняты работой по его преодолению. Мы находим вспомогательные средства против него. Мы исцеляем себя посреди уничтожения. И катастрофы подталкивают нас вперед".

Ответ на вопрос, как исцелиться, дает идея вечного возвращения и "киклического времени" (против линейного времени прогресса). Греческая мифология прообразует технический мир XX в. в фигурах титанов - покровителей рабочих, повелителей стихий: Прометей разрывает круг становления и выступает провозвестником нового. Заступника же возвращения Юнгер вновь находит с помощью Ницше в фигуре возвращающегося бога Диониса. Но теперь становится заметна глубокая раздвоенность, "кентавричность" Ницше. Воспевая Диониса, он все же остается в плену механического времени, образа вечно вращающегося колеса. Он проходит мимо циклического и ритмического возвращения. А дионисийский опыт - прежде всего опыт превращения и обращения к полноте и избытку. Этот первичный опыт есть в поэзии Гельдерлина, которой, как и теме вечного возвращения, также посвящена одна из глав книги.

Как хороший поэт и писатель, Юнгер ждал от Ницше не только сейсмографических показаний, но и надеялся узнать новые пути в языке. И такое ожидание было не случайно для будущего автора книг "Ритм и язык в немецком стихосложении" и "Язык и мышление". Ницше показывает, как нужно слушать (фрагмент о языке из главы "Заратустра"). "Вся острота и проникновенность его прозы связаны с тем, что он новым способом рационализирует предложение. Он добивается этого уже одной прихотливостью пунктуации... Он движется в языке, как саламандра, и оставляет в нем светящиеся огненные следы духа. Яркость, блеск, прозрачность, легкость - вот то, к чему он стремится".

Прозрачность и легкость, грациозность и волшебство стиля - черты, отличающие поэзию и прозу самого Юнгера, который, как и его герой, не уставал говорить о богатстве и избытке человека, живущего в скудости и нужде.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1118
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3042
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1716
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2063

Другие новости