0
1484
Газета Поэзия Интернет-версия

03.04.2008 00:00:00

Петит

Тэги: поэт, смерть, книга


Юрий Моров. Возвращение боли. – М.: РИФ РОЙ, 2007. – 240 с.

Вторая книга молодого поэта из Солнечногорска Юрия Морова оказалась издана уже после его безвременной смерти. Но в стихах любовь к жизни, радость существования, несмотря на общий минорный тон, иногда отражается с полной силой: «А если б не родился я – то что бы было?/ Ведь этот мир мог не увидеть я,/ И сердце б никогда мое не било,/ И солнце не увидело б меня». Далее идет раскрутка, разворачивание темы, наращивание молельной интонации и завершающее «Спасибо тебе, Господи».

Но пути Его неисповедимы, особливо для поэтов, слишком хрупко и таинственно связанных с судьбой. Постфактум любое слово, при жизни звучавшее как банальный рефрен избитой темы об увядании и тленности сущего, кажется пророчески-осмысленным, неслучайным: «Ужель и я – любивший свою плоть –/ Лишусь ее, сгнию, как лист опавший,/ Ну хватит чепуху пороть,/ А все же вдруг – как проигравший?/ Найду на кладбище приют┘» Действительно – нашел.

В общем-то, говоря об искусстве, перестаешь думать о человеке бытовом. Трагическое для него необходимо и живительно. В этом плане искусство пьет кровь реальности. Поэтому очень интимное, трогательное, искреннее «Памяти дедушки» («Дедушка умер – его не вернуть,/ Рот мне пока что нечем заткнуть./ Дедушка умер – его не вернуть./ Его не вернуть – его не вернуть») с точки зрения поэтической эстетики – беспомощно. А с позиций горя и родственной любви – чрезвычайно сильно.

В книге много этого дисбаланса: предельное напряжение душевных сил, из сердца рвущееся чувство (к матери, к любимой, к мирозданию) наталкивается на косноязычие, словесную пробку строк, не способных адекватно передать буйство настроения. Стихи Морова похожи на замороженный слиток янтаря, внутри которого застыли прекрасные частицы жизни, так и не выплеснувшиеся в достойное выражение. «Я право даю вам на это,/ Его я другим не отдал,/ Наверно, плохим был поэтом,/ А может, поэтом не стал». Жизнь лирического героя Морова предстает как некая драма, как нечто, заранее предназначенное на слом: «Бывали и игры со Смертью,/ бывали и ванны крови,/ И жил я так зря так смертельно,/ Что тайн не познал от любви».

Безраздельная и безответная любовь к Л.К., которой посвящена добрая половина, если не три четверти книги (в предисловии Ирины Антоновой зловещая оговорка – «Даже над смертью торжествует любовь: два креста, две могилы, два имени – Юра и Люда┘»), является главным катализатором поэтического развития. Моров просит для себя и возлюбленной ужасного: «Целуй, целуй нас, осень,/ Мы так об этом просим,/ Мы не выносим жизнь – дай страха,/ Дай смерти, ужаса и краха». Или в другом месте: «На меня наедет скучный скорый/ И задавит насмерть не во сне┘/ Соберутся маленькие люди/ Посмотреть на тело и на кровь –/ Ты поймешь – меня уже не будет,/ И сгорит в твоих руках любовь». Анекдотически обсмеянная рифма «кровь–любовь», поставленная в контекст правдиво зловещего состояния духа, перестает смешить, поскольку стихи начинают жить в другом формате – не в эстетическом, а в аффективном. Истинная биографическая подоплека нам неизвестна, но лирический герой (здесь читай – сам автор) из стихотворения в стихотворение, из года в год (будь то 1998 или 2005-й) предвещает себе несчастье. «Не иначе как с жизнью решил я поспорить,/ Все хожу, как трюкач, по веревке своей,/ Оступился ногою – смерть ее переборет./ Снова ногу поставил – вижу лица людей». Подобного рода стихи, невычищенные, сгущенно серьезные, полные выстраданного опыта, без тени ухмылки, без изящности формы, выписанные словно не чернилами, а лимфой, способны вызывать отторжение и неприятие, как будто передавая свою отрицательную энергию, что немаловажно. Да, Юрий Моров не обладал должным поэтическим мастерством, для него главное не качество артефакта, а душевная искренность, стихи всего лишь несли ему психотерапевтическое успокоение. Но в неловких строфах жила настоящая боль. Потому по силе вкладываемой в слово душевной энергии Моров все-таки, несмотря на собственные сомнения, был поэтом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
724
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
954
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
783
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
634

Другие новости