0
1283
Газета Поэзия Интернет-версия

19.06.2008 00:00:00

Чертова дюжина говорящих роз

Тэги: поэзия, наркотик, традиции


Борис Шапиро. Тринадцать: поэмы и эссе о поэзии. – СПб.: Алетейя, 2008. – 148 с. (Русское зарубежье. Коллекция стихов и прозы).

Борис Шапиро (род. 1944) – двуязычный поэт, пишет на русском и немецком языках, живет и работает в Германии. Новая книга «Тринадцать» состоит из двух частей: восемь поэм и эссе. Поэзия Шапиро укоренена в традиции русских символистов и акмеистов. Он создал новое понимание основ, разработав теорию Музыкальной Пресемантики. Стихотворение возникает в мире звуков и архитектурных композиций, обрастает словами в процессе прописывания и только потом принимает законченную форму.

Поэма «Возвращение Марины» – о приезде Марины Цветаевой из эмиграции в Россию: «В тумане музыки изустной,/ Над вязью парков и домов/ деревьев волосы послушно/ змеили листья слов┘» Темы не новы, поскольку вечны: жизнь–смерть, любовь–творчество. Значит, необходимы особенные художественные средства, оправдывающие появление произведения. Шапиро изыскивает символ, эмблему, которая расскажет больше, чем сухая статистика. Сквозь дымку образов, полунамеков, полуобрывков фраз – «иждивенка у чешской любви», «медузы-Праги жизнь», «гной и боль обесчещенных родин» – проступает история поэта и человечества вообще – скитающегося и возвращающегося.

В поэме «Тринадцать» столько же частей, эпиграф – сонет-коллаж из слов заупокойной мессы на немецком языке (к сожалению, без перевода на русский). Из всевозможных звуков, цветов, ароматов, мифологических героев и астрального света Шапиро ткет полотно поэтического пространства – здесь он творец, Демиург, созидающий стихи не только из сора, но из «обмылка медленной луны». Он раскрывает тайну своего волшебства, которое по-прежнему остается тайной: «Отливка кончена, откован светлый плуг/ и в злую темь вошел по рукоять».

Сквозь строки «Петербургских снов» проступают лики Серебряного века: «Белой музыкой туман/ поднимался на рассвете» (Андрей Белый); «Из-под лампы тусклой/ пряный черный свет./ Вишневый паркет» (Анна Ахматова). В «Проводах отца» канва событий – лишь повод. Отец, наставляющий своего потомка: «Не улететь тому, кто вековые корни/ поит водой из лужи подзаборной». Или сын, бросившийся к двум озверелым мужикам, избивавшим третьего, молчаливого: «Я бросился к ним и вцепился/ одному из них в горло/ и тут же/ как открытие крышки в затылок┘» Поступок здесь необходим, но сущность его – не в действии, а в осознании действия, всеединства, кровной неразделенности. Бесплотный отец и бесплотный сын сливаются в световое пятно, поднимаясь над плотной тканью города. Мотивы творчества – социальные, лирические – служат экзистенциальному смыслу, запечатлению великолепия пространства и времени, здесь и сейчас. Действие переносится из сферы событий в сферы Бытия. Завершают поэтическую часть книги тридцать хайку («Хорошее число тридцать»). Философские ребусы-загадки, туго закрученные по содержанию и смыслу, требуют вдумчивого прочтения и медитативного осмысления: «Голова висит,/ говорящая роза/ на рогах ушей». Или особенно восточное, напитанное символизмом: «Шипами горло/ щекочет роза моя,/ расцветая в звук».

Эссеистика Шапиро столь же искренна и эмоционально заряжена, как и поэзия. В его представлении человеку присуще не зло (как модно утверждать сегодня), а высокая этическая позиция, пусть неосознаваемая. Невозможность простить себе даже косвенной причастности к преступлению (в роли жертвы, исполнителя или свидетеля) приводит к отчаянию, ощущению неизбежности конца света. Отсюда проистекает апокалиптическая иллюзия, пронизывающая современную эстетику и культуру, – всего того, что составляет основу сознательного бытия. Функцией искусства при этом становится предвозвещение конца. Но искусство – это и путь к свободе, возможность очистить нашу повседневность и наполнить ее прекрасным. Рассматривая произведения других поэтов, автор изощрен и въедлив. Творческие параллели, исторические и языковедческие экскурсы выводят на свет радость от совершающегося душевного строительства в стихах Ирины Добрушиной или пограничность с потусторонним миром поэзии Павла Золкина. Последнее эссе – о становлении художника. Про поэзию нельзя сказать исчерпывающе, что она есть, она всегда формируется, как и поэт. Поэзия – сильный наркотик, порождающий зависимость и заблуждения, и задача поэта – преодолеть в себе «наркомана», раба собственного творчества. А там и до красоты рукой подать. Настоящей, не галлюциногенной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
550
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
688
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
580
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
474

Другие новости