0
1590
Газета Поэзия Интернет-версия

05.03.2009 00:00:00

Строка и судьба

Тэги: аришина, фаликов, лирика, союз


аришина, фаликов, лирика, союз

Наталья Аришина, Илья Фаликов. Сговор слов: лирика диалога. – М.: Прогресс-Плеяда, 2008. – 400 с.

Бытует мнение, что брачный союз поэтов неустойчив, как радиоактивное ядро. Самые знаменитые пары неминуемо и трагически распадались – от Ахматовой с Гумилевым до Сильвии Плат с Тедом Хьюзом. Как пример пожизненного и гармоничного союза вспоминаются разве Элизабет и Роберт Браунинги – их история стала уже легендой английской литературы.

Между прочим, Элизабет Браунинг в XIX веке была более знаменита, чем ее муж. Ее стихи – глубоко лиричны, эмоциональны. Роберт Браунинг поэт более закрытый, в своих драматических монологах он, как правило, говорит голосами исторических персонажей, живших в Средневековье или эпоху Возрождения. Таков, на мой взгляд, естественный расклад: женский ум конкретней и эмоциональней, мужской – абстрактней и если не суше, то, так сказать, окольней.

Наш случай – отчасти похожий. Стихотворение Натальи Аришиной всегда помещается в каком-то конкретном времени и месте, здесь и сейчас. Фаликов, наоборот, поэт-историк, он видит время в разрезе – все его слои одновременно. Таково устройство его глаза. Дискурс поневоле становится пунктирным, с перебоями (так же, кстати, как у Браунинга, но там – психологические перебои, а здесь – перемахи во времени). Тем не менее ткань стихотворения не рвется. Все соединяет пластика стиха, длинное дыхание, мощный накат строк. В чем секрет этой певучей речи? Сперва виден умысел – вектор смысла; но чем дальше в стих, тем властнее вступает в дело интуиция; поэт целиком отдается стихии языка. В этих вспышках темперамента – сила той поэтической летописи, которую пишет Фаликов. Интересно наблюдать, как бурная импровизация порой возникает ниоткуда, как в удивительном и, казалось бы, чисто филологическом стихотворении о букве «Ы»: «┘Спит ковыль, кычет выпь, хочет дым умереть молодым,/ Вьется мысью по древу,/ спит бобыль, скачет рысь, /вьется пыль, голодает упырь, зычно требует деву./ Твой салтык невпротык, меркнет высь,/ задохнется твой русский язык,/ хмырь, не вяжущий лыка,/ Рыцарь внятности сник, и к щиту прилипает ярлык:/ рыбий глаз вместо Божьего лика».


Мужское начало должно уравновешиваться женским..
Ван Эйк Ян. 1434. Портрет четы Арнольфини. Национальная галерея, Лондон.

В числе любимых жанров Фаликова – исторические портреты («Василий Петров», «Памяти Луговского»), «исторические пейзажи» («Высокий берег», «Тамань»); есть у него стихи дальневосточные, московские, анапские, лагенбрухские (неожиданные немецкие каникулы, подаренные поэту Фондом Бёлля). Есть, если уж мы тут говорим о книге двоих, стихи о любви (но бесконечно далекие от лирических штампов) – такие, как «На лестничной площадке докричим┘». Динамизм и емкость стиха, оригинальность мысли, широкоформатный взгляд наследника и очевидца русской истории – таковы черты, ставящие Илью Фаликова на высокое место в современной русской поэзии.

Мужское начало в этой книге достойно уравновешивается женским. Русских поэтесс после Ахматовой и Цветаевой часто помещают в двумерную систему координат, оценивая, чего в них больше – ахматовской элегичности или цветаевского накала. В Наталье Аришиной от Цветаевой – практически ничего. Значит, всё от Ахматовой? Не совсем так – хотя точки пересечения есть, даже биографические: например, детство у южного моря. Представьте себе Ахматову – но не в «ложноклассической шали», а в брюках и ветровке, не слушающую «Чакону» Баха, а внимающую путаным проблемам соседки, не бездомную и беспомощную в быту, а занятую готовкой или стиркой, умеющую и любящую все это делать – устраивать быт, улаживать трудности жизни. Тогда вы примерно представите лирическую героиню этих стихов. Любовь к бедной утвари мира, к тому божественному теплу, которое заключается в супе и печке, – делает нашу поэтессу, пожалуй, больше акмеисткой, чем сама Ахматова. При этом Аришина – прежде всего художник, всегда стремящаяся не просто отразить жизнь и записать впечатление, а создать оригинальное, никогда раньше не бывшее стихотворение, сотворить вещь. Ненавязчиво и тонко связывает она сырой жизненный материал с культурной нитью. Скажем, орудием борьбы с Музой у нее выступает веник: «Сеть со мной плетет, прячется арахна,/ Роет норку мышь, злейшая из муз./ Близко пробежит – веником шарахну,/ шепотом кляня кровный наш союз». Здесь мышь, конечно, не простая, а та самая, из статьи Максимилиана Волошина «Аполлон и мышь».

Или вдруг виноградник причерноморских берегов окажется у нее тем садом, который «не устерегла» девушка в «Песне песней». Или тетрадку робких юношеских стихов она назовет «собраньем виноватых взоров». Или вдруг заговорит сапфической строфой, а то и гекзаметром, виртуозно стилизуя не метр, а сам дух античной поэзии. Так возникает смесь сугубо современного материала с какой-то простодушной гармонией, напоминающей о домовитой музе Древней Эллады.

Два непохожих поэта живут под одним переплетом. Иногда, естественно, у них перед глазами оказывается общая перспектива, и тогда возникает удивительный стереоскопический эффект (например, два стихотворения с одинаковым названием). В другой раз обнажается что-то личное о другом (но никогда – лишнее). Что это – просто две книги в одной? Или опыт сосуществования впритык двух поэтических систем? Или и то, и другое, и нечто третье, что превосходит их арифметическую сумму?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
877
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1180
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
922
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
756

Другие новости