0
1507
Газета Поэзия Интернет-версия

09.04.2009 00:00:00

Москиты на Красной лошади и Набоков в платье

Тэги: рецензия, поэзия


рецензия, поэзия

Аня Логвинова. Кенгурусские стихи. – М.: Вест-Консалтинг. – 2009. – 60 с.

Держу в руках первый выпуск серии «Библиотека журнала «Современная поэзия», о необходимости которой долго говорили редакторы серии Андрей Новиков и Андрей Коровин. Сборники пяти авторов (эдакое Пятикнижие) подтверждают существование этой нематериальной субстанции – современной поэзии.

Книги почти карманного формата, элегантно оформленные в едином дизайне (плашки разных цветов, скульптурные этнофольклорные композиции), по объему невелики – не более полусотни стихотворений, но каждому предпослано замечательное, тоже поэтичное предисловие собратьев по цеху. Читая, я все пыталась постичь, что же роднит столь самодостаточных авторов. Разгадка пришла неожиданная: это оптический спектр, берущий начало рядом с нами, но уходящий в немыслимые высоты, в безвоздушное пространство. Пять сборников – сами себе «космические ступени» и «реактивные скачки» в вышину, одновременно и процесс достижения цели, и сама цель. В границах такого «космического» представления невозможно применить к поэзии этих авторов примитивную мерку: кто «выше», а кто «ниже».


Дмитрий Тонконогов. Темная азбука. – М.: Вест-Консалтинг. – 2009. – 58 с.

Дальше всех от земли (от обыденности и системы трехмерных представлений о мире) располагается метафизическая лирика Дмитрия Тонконогова – воистину «темная азбука», какая-то каббала. Илья Фаликов в предисловии говорит: «В итоге потусторонним миром оказывается этот, земной и реальный, но посторонний. В посторонне-потустороннем мире действует – или бездействует – фигура Бога». Лирика Тонконогова столь парадоксальна, что, читая ее, слышишь язык другого мира. Он исполнен образов, выведенных в «потусторонность»: «Ей думается дым и хочется собой/ разлиться на постель водою голубой», «Четыре кошки бороздят квартиру./ В запасе узкая полоска света./ Какая узкая полоска мира». Через стеклянную ширму «потусторонности» – или через толщу воздушных слоев – просматриваются картины мира Тонконогова. Вот «Насморк»: «Набоков бежал за границу/ в женском платье./ Обронил два носовых платка». Снизу безвоздушное пространство Космоса выглядит черно-фиолетовым. Очень холодный и очень притягательный цвет. Цвет поэзии Тонконогова в спектре – правый крайний, фиолетовый, проваливающийся в черноту вечности.

Чуть ближе к «земному», но все еще «в эмпиреях» парит поэзия Ани Логвиновой. Она лишена «надмирности», однако и в пределы «здесь и сейчас» никак не укладывается. Торчат острые углы, колются пружины, распирающие жесткие и резкие (как не по-девичьи!) строки: «Бабушки охали – что же такое будет./ Бабушки охали – как же все это станется./ И я понимала – меня растят на убой/ Какому-то чувству чудовищного размаха».


Илья Леленков. Думай о хорошем. – М.: Вест-Консалтинг. – 2009. – 96 с.
/ Бабушки имеют полное право охать: привязка «женской лирики» к расхожему набору чувств, эмоций и фраз в случае с Логвиновой не работает. Она – типичный Наблюдатель, и это не мы ее, а она нас изучает и сканирует – но видит нечто потрясающее: «Мы живем в Москве, мы – москиты,/ Впившиеся в Красную лошадь. Оставляю все медвери открытыми/ И волкна тоже». Сергей Арутюнов в предисловии предполагает, что Аня Логвинова – девушка из другого времени, то ли из довоенных московских дворов, то ли из стройотрядов шестидесятых, «бамов и турксибов»┘ Ее место – среди планет Солнечной системы, откуда прекрасно различима в бинокль наблюдателя Земля. Цвет ее творчества – ледяной оранжевый, цвет вспышек квазаров или ядра кометы┘

Еще ближе, где-то на границе стратосферы, место для поэзии Олега Шатыбелко – сквозьсонного бормотания математического ума. От математики в его стихах не отмахнуться. Поэт нумерует свои мыслеобразы и словоконструкции и тут же переводит нумерацию в речь: «контекст 1: рецензия; контекст 7: чип; и так до контекст 19: фарада»: «а накапливается не усталость/ кстати/ единица измер(н)ения емкости в (микро)фарадах/ памяти в мегабитах...» Математическая поэзия, как ни бейся, алгеброй не поверяема, а сам Шатыбелко – вполне, чему свидетельство – стихотворение в прозе «презент континиус/ или 100 фактов обо мне»: «1. в меня стреляли./ 2. меня пытались зарезать./ ┘28. во время обоих путчей я пил водку у себя дома...» Цвет «математической поэзии» совпадает с плашкой на обложке его сборника – прохладный бирюзовый колер.


Олег Шатыбелко. Кстати, преодоленный. – М.: Вест-Консалтинг. – 2009. – 64 с.

Чем ближе к земле – тем теплее краски. Очаровательный неологизм Юрия Конькова «Ржаворонок» содержит бездну смыслов и ассоциаций – в том числе намек на терракотовый окрас ржи, оседающей на плохо смазанном или отработанном до предела механизме. Заржавленным исполином в стихах Конькова предстает наш мир. Ассоциирует себя автор с землей: «Сердце – земля, по которой идет трамвай». Так безыскусно, что сам замечает: «┘вот она, любовь!» Или – с «глиняным веком» из цикла «Вообрази!»: «У глины свои игрушки, своя арматура:/ поэзия нынче живет в медной проволоке...» Этого бескрайнего – вширь – бытия поэту хватает, он не хочет подниматься выше облаков, но без устали перевоплощается в дерево, в паровоз, в браконьера, даже в воздух – и каждое из своих воплощений любит. «Земной» круг поэтических пристрастий Конькова подчеркивается не только классическим построением стихов (что отмечает и Юрий Ракита в предисловии), но и палитрой, где доминируют теплые (хотя и зловещие) тона: «Кармин зачем-то стал венозно-синим,/ и ржаво-бурым оказался беж», «коричневым кашляя, правлю стальные ножи». Закономерно, что поэтика Конькова – цвета земли, освещенной закатным солнцем.

Замыкающее звено поэтической цепи – книга Ильи Леленкова «Думай о хорошем». Горячий, красный сборник. Стихи Ильи накалены его глубоко личными переживаниями. Он из почти уже музейной породы неравнодушных поэтов, готовых «глаголом жечь сердца людей» и «к штыку приравнивать перо». И хотя такая манера уже «вышла из моды»,Леленков не согласен оставаться без душевной интонации:


Юрий Коньков. Ржаворонок. – М.: Вест-Консалтинг. – 2009. – 60 с.
«А теперь – уходи. Да – пока. Да – бывай./ Да – оставь все как есть. Не от-ка-пы-вай», «едут едут бешеные тетки/ в гости вроде – и чего бы ради?» И даже без привычного русскому человеку политического – или социологического – брюзжания: «Душа славянская/ желает праздника:/ и Космонавтики,/ и Рыбака!», «порешили толика/ колотая в печень/ дембельнулся только что/ вроде бы чечены». Верю, читателей поэзии уже не смущает мат – от души и по делу. Илья Леленков матерится исключительно по делу. Как всякий русский парень, недовольный жизнью вообще и своей в частности... Однако хороший поэт не делает разницы между «жизнью» и «житухой». Экстраполирует свою маленькую радость на всю страну, заклиная. «Думай о хорошем», а чужую боль взваливает на себя: «андрей иванович повесился/ и как-то мне нехорошо».

Но в спектре минимум семь цветов, и я надеюсь, что за первым выпуском серии последует второй, третий┘ и так до бесконечности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
984
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1330
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1016
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
841

Другие новости