0
1548
Газета Поэзия Интернет-версия

12.11.2009 00:00:00

День каждый – новоселье┘

Тэги: николаева, стихотворение, поэма, бог, человек


николаева, стихотворение, поэма, бог, человек Богоявление в стихах.
Жан ван Эйк. Гентский алтарь: Бог всемогущий. 1426–1427. Cathedral of St Bavo, Ghent

Олеся Николаева. 500 стихотворений и поэм. – М.: Арт Хаус Медиа, 2009. – 752 с.

Поэзию Олеси Николаевой (среди прочего лауреата российской национальной премии «Поэт» за 2006 год) можно назвать эпической, а точнее, тяготеющей к лирическому эпосу. Ее записанные «прозой» строки плавно перетекают в стихи, внутренние рифмы и ритм проступают в процессе чтения, и читатель постепенно открывает для себя, что перед ним лирика высокой пробы.

В стихах Олеси Николаевой спокойное, остраненное отношение к любым проявлениям быта, жизни. И даже страшные бытовые коллизии не шокируют автора, она пишет о них, изображает их так, что они не пугают, не отвращают от дальнейшего чтения. Секрет прост – в этих описаниях нет натурализма. В однотомнике Олеся Николаева словно ткет эпическое полотно, слагая большую, в 500 стихотворений, сагу о современном человеке, его жизни и смерти, его бедах и радостях, надеждах и желаниях. При этом «сказительница» постоянно просит прощения у Бога за свои грехи, мнимые и настоящие,:

Все, в чем была от рожденья
повинна,
встало вдоль улиц сурово
и длинно
в тридцать без малого лет, –
словно, пока не проплачу
смиренно
очередь эту, – не выйдет
из плена
Анастасия на свет.

Рождение ребенка воспринимается как явление Бога:

Я погибаю с Тобою в разлуке!
Ты ль не подашь мне спасение
в руки
Анастасией моей?

Богоявление – это, по мнению поэтессы, главное в жизни. В мире Олеси Николаевой среди всех житейских бурь всегда чувствуется близость Неба, Бога. О чем бы она ни писала (а у нее много стихов о смерти, о несчастьях), в ее строках всегда присутствует надежда на то, что все исправится, как только человек обернется лицом к Творцу, покается ему и заживет в гармонии с созданным Им миром.

Бог в поэзии Олеси Николаевой – это любовь. Жизнь не складывается, если нет любви:

┘Но участь того бесплодна
и безотрадна,
Кто любви не имеет!

Любовь – это преодоление разлада. Не эгоистичная любовь, как в стихотворении «Мать и сын», а любовь бескорыстная, ко всем людям, ко всему живому. В мире нет ничего, кроме радости и света, но замечают это только те, кто видит постоянное присутствие Бога, его святых и хранителей в мире.

Жизнь изображается в образе метели, которая и обдает ледяным холодом, и поддает жару влюбленным, «по снегу летящим». Влюбленность лирической героини полна тайн – она гадает о любимом, она рисует почти эпический образ своего возлюбленного, увозящего ее на большом «корабле земли», она тревожно молится о нем, о его возвращении, так, словно между ними все время некая бездна. Подобное состояние – часть ее жизни, оно не мешает радоваться каждому дню:

Прости меня, печальный
человек,
За легкий танец мой
и за веселье,
За дерзкий взгляд на солнце –
из-под век,
За то, что мне день каждый
– новоселье!

(Из стихотворения "Волна удачи")

Жизнь продолжается, несмотря ни на что. Порой, вопреки┘ В стихотворении «Свалка» читаем:

Жизнь продолжается, жизнь
начинается снова;
То, что утрачено, вновь
обретается; слово
Вновь наполняется смыслом
и хочет звучать.
Всё, что отвержено, стало
бесценным опять┘

Олеся Николаева знает силу произнесенного слова. Отсюда заговорные и молитвенные интонации в ее стихах. Эпическая традиция и акцентный стих также связаны с верой в необыкновенную силу услышанного поэтического слова.

Слово – Бог. Словом можно исправить мир.

В идеале для этого и пишутся стихи. Поэтесса призрела в них всех, сирых, нищих, обиженных судьбой, и как бы совершила таким образом большую молитву о всех, извративших свой путь. У нее везде есть проекция из земного мира (земной юдоли) в Мир обетованный, в Небо. С другой стороны, стихи для поэта – способ признаться в своей непокорности, несоответствии идеалу, исправить свой путь и помочь в этом другим. Ведь все земное, телесное преходяще, без него человек ближе к Богу: «Всё, что хочешь, Я дам тебе, чадо, но без этого ближе Мне ты!»


Богоявление в стихах.
Жан ван Эйк. Гентский алтарь: Бог всемогущий. 1426–1427. Cathedral of St Bavo, Ghent

Познание Бога через его проявления в природе – величайшее знание, ради которого стоит прожить жизнь. Об этом поэтесса говорит в стихах «Выйди в сад ночной случайно». Почти тютчевские интонации слышны в строчках:

Может быть, и я когда-то,
Небом и землей богата,
Встречу наступленье дня
Со слезами примиренья,
Чувствуя, что смысл
творенья
Прорастает сквозь меня.

А ее призыв «Давайте увидим: чем ветер пронзительно дует, куда смотрят звезды, о чем знает куст кособокий?» звучит как гимн природе и благодарственная молитва Богу за счастье, отрешившись от всех земных скорбей и забот, «к Богу сквозь пошлость пробиться» и пережить необыкновенное чувство полноты бытия и гармонии с миром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2322
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5150
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2850
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3289

Другие новости