0
1324
Газета Поэзия Интернет-версия

08.04.2010 00:00:00

На ничейной земле

Тэги: стихи, грицман


стихи, грицман

Андрей Грицман. Вариации на тему. Стихи.– М.: Время, 2009. – 224 с. (Поэтическая библиотека)

Я обычно не пишу ни отзывов, ни рецензий на поэтические сборники из-за боязни вторгнуться в какое-нибудь авторское интимное переживание, ибо поэзия – дело тонкое (в хороших стихах зазор между лирическим героем и авторским «я» очень мал). Но эта книга для меня особенная.

«Вариации на тему» Андрея Грицмана – по совокупности, по праву – «книга», а не сборник стихотворений и поэм. Это чувствуется сразу, когда втягиваешься в нарочитую монотонность текста, в его интонационное сворачивание окружающего тебя пространства, в странное монохромное зазеркалье... Казалось бы: «Давно закрылась медленная дверь,/ ведущая в страну зеркал разбитых».

Но вот эта дверь приоткрывается. И – твой выбор: войти в нее, как в чудесную «зеленую дверь» Уэллса, где тебе – откроется! – или скользнуть поверхностным взглядом бытоведа: – А, понятно, – переезды, эмиграция, ностальгия┘ Входить – и хочется, и колется, потому что придется войти в пространство не просто чужой событийной жизни, но идентифицировать себя с тем – находящимся в зябком безвременье полусна, – человеком. И, вот оно: «Средь разбитых зеркал мне знакомо лицо анонима┘»

Первые шаги, первое ощущение – сродни авторскому: «Ты когда-нибудь снова входил в свою прошлую жизнь,/ где твои зеркала висят по текучим стенам?»

Это важно, потому что и сам автор входит сюда, как в таинственное непостоянное, меняющее очертания. Пространство Грицмана – это некое «подпространство», матрица обитаемых автором миров, где холмы Москвы накладываются на холмы Иерусалима и «когда смотришь подолгу,/ Свобода подъемлет весло», где «пейзаж живет на дне пейзажа», и все «те же стены с другими обоями». Здесь: «сумерек астма┘/ ┘кишащий сумрак┘/ В сумрачных низинах┘/ ┘в водных сумерках». Временами «Смеркается. Совсем стемнело.» И «пар изо рта пролитым молоком/ вверх утекает, в полое пространство».

Сумеречный мир играет по законам самобытия. На этом перекрестке миров «все пусто, гулко, настежь все открыто». В каком-то смысле самопогруженный в это неместо-невремя автор похож на военкора, прогоняющего отснятый монохромный материал в кинозале с рядами зыбких кресел. Но он здесь один. Стрекочет кинопроектор┘ «Закрыв глаза, все тридцать лет я вижу,/ как в медленном повторе на экране, /в последнюю минуту┘»

Иногда в это «гулкое», сквозное состояние между явью и сном заходят знакомые или малознакомые (что равно несущественно). «Так я и знал», – Набоков устало вздыхает» за спиной просматривающего киноленту. То: «Сосед Тургенев пройдет на охоту с ягдташем./ Зайдет, присядет за стол,/ «Earl Grey» пригубит»./ Головой покачает: постмодернисты!/ А потом вздохнет: «Бедная Лиза!..»/ Перед нами обоими лист стелется чистый./ Посидит, уйдет, вспомнив свою Полину».

Куда уйдет? Как куда – в такое же свое зазеркалье, наверное. То заявится: «То ли Джон, то ли Джорж,/ то ли ты, то ли я. /Так в табачном дыму/ Тает ткань бытия». И все же это безвременное место – гулко от безлюдья. Не потому, что тот – сидящий в кинозале – одинок, но потому что многим иным вход в это обиталище воспоминаний недоступен. Кто его знает, почему. Вот Набокову – можно┘ Иногда автор пожимает плечами такому положению вещей и осторожно, с интонацией вопрошания все же пробует слово «одиночество». Потом в сомнении произносит – «покой»?

«Ты лежишь на краю теплой бездны, /названной – одиночеством ночью. /Или покоем? Судить бесполезно». Но не то это и не другое. Кто скажет наверняка, но чувствуется, нет там одиночества – потому что компания не требуется, и покоя тоже нет – есть уединение. Стрекочет, стрекочет кинопроектор┘ Как много отснятого материала: хватит, чтобы смотреть всю жизнь – о всей жизни. Но сквозь стрекотание и зыбкую призрачность оболочек нельзя не услышать┘ «Если свыкнуться с полусветом, слышно – кто-то тебя зовет».

Вся книга пронизана этим тихим зовом, как, наверное, и вся жизнь. И слышание этого зова – возможное автору только в его невесомом пространстве – и есть так необходимое поэту «оправдание», движение души, в котором «тени тянутся на свет», исход из «эмиграции», из тоски по «безвременному» и «обетованному», «┘из мытарной страны/ в ничейную страну переселенцем».

Всякий день мы вправе подвести свои итоги независимо от возраста, опыта жизни и его тяжести. И Андрей Грицман делает это в своей книге. «Я вернулся взглянуть, как живется снаружи,/ просто вздохнуть, повторить свое имя./ Я увидел: бульвар наполняется паводком света,/ и деревья стоят все в пуховых платках хлорофилла./ Я проснулся легко, помня только о сыне./ Отойди на минуту, подумай, а может быть, этот остаток,/ быстрый спазм полусна, он и служит моим оправданьем./ Пресловутое чудо мгновенья остановлено гипсовым взглядом./ Это странное чувство, которое с первого взгляда/ нарушает людьми предназначенный сердцу порядок./ Я прошу – загляни через слой неразборчивой пленки,/ сквозь коросту годов. Ты увидишь, что нету ошибки».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство профинансирует строительство рыбопромыслового флота

Правительство профинансирует строительство рыбопромыслового флота

Ольга Соловьева

Пострадавшим от паводков регионам госбюджет выплатит 2 миллиарда рублей

0
1007
Петербург не станет "городом четырех революций"

Петербург не станет "городом четырех революций"

Дарья Гармоненко

Коммунисты разменяют губернаторскую кампанию на муниципальную

0
1119
Евросоюз прекращает экспорт в Россию подслушивающей аппаратуры

Евросоюз прекращает экспорт в Россию подслушивающей аппаратуры

Геннадий Петров

Применение нового санкционного механизма становится рутинной практикой

0
1095
Депутаты выходят на финишную прямую в работе с налоговым законодательством

Депутаты выходят на финишную прямую в работе с налоговым законодательством

Михаил Сергеев

Бюджетный комитет заклинает не навредить большинству граждан

0
1152

Другие новости