0
1567
Газета Поэзия Интернет-версия

20.05.2010 00:00:00

Душа с хвостом

Эмиль Сокольский

Об авторе: Эмиль Сокольский, Ростов-на-Дону

Тэги: тимофеевский, поэзия, стихи, юмор


тимофеевский, поэзия, стихи, юмор Поэт Александр Тимофеевский (в центре).
Фото Екатерины Богдановой

Знать Александра Тимофеевского лишь по стихотворению «Пусть бегут неуклюже...»?! Да, так получилось: необходимо было срочно написать для Крокодила Гены песню, а Эдуард Успенский находился в отъезде... Но творчество Тимофеевского куда богаче, интереснее, глубже, нежели этот популярный опус для детей.

Александр Тимофеевский – прекрасный собеседник, в чем особенно убеждают прозострофические «Письма в Париж о сущности любви». Речь льется по-пушкински легко, естественно, с доброй насмешливостью, контакт с читателем устанавливается мгновенно. Адресат, понятно, дама, но на самом-то деле автору необходимо выговориться перед тем, кто способен его слушать и весело, в тон реагировать. «Письма» написаны в период с сентября 1991 по октябрь 1993-го – очередное «смутное» для России время, не располагающее к радужным настроениям, однако Тимофеевский на все происходящее (события того периода фоном проходят в его лирических посланиях) смотрит с юмором интеллигента, понимающего, что в России – смутные времена всегда. Я не зря вспомнил Пушкина. При чтении Тимофеевского это имя приходит в голову прежде всего. Безусловно, он наследник русской гармонической школы; но как отчетливо выражен в его поэтике пушкинский дух! Однажды критик сравнил Тимофеевского с Пушкиным и Боратынским вместе (мол, от Пушкина – легкость, беззаботность, от Боратынского – рационализм). Но зачем же насильственно приплетать Боратынского, поэта трагического мироощущения, «Осень» которого Кушнер назвал самым мрачным стихотворением в русской поэзии?! Пушкин, как и Боратынский, знал, конечно же, о безднах, по краю которых мы ходим, но не позволял себе засматриваться в них, тем более – погружаться. Так же и Тимофеевский. А сколько у Пушкина юмора! Юмор и у Тимофеевского – что на сегодняшний день, когда иронической поэзией мы сыты по горло, очень показательно. Строки Тимофеевского пронизывают – благодаря юмору и только юмору – здоровая раскрепощенность, внутренняя свобода (тут иронии делать нечего); и, наверное, поблек, опростился, обескрылел бы поэт, пойди он по «ироническому» пути┘

Но не единым Пушкиным дышит поэзия Тимофеевского. Непрерывно во вдохновенно-шутливый монолог врываются цитаты из классиков, их имена; создается даже впечатление, что и сам Александр Тимофеевский – человек-литература, настолько он наполнен русской классикой, немыслим без нее. Отсюда и другой вывод из «Писем»: только с литературой, в окружении Лермонтова, Блока, Хлебникова жизнь имеет смысл! Она – главное, а жалкие политические деятели-современники – уходят, забываются; их, героев путча, Тимофеевский называет напрямую; и если перечисление имен на первый взгляд выглядит уступкой конъюнктуре, то, призадумавшись, понимаешь: нет, приведенные фамилии нужны – именно для решения художественной задачи, которую ставит перед собой поэт. Суть приема в том, что вдруг осознаешь: фамилии-то могут меняться, а те, кто назван, – вовсе не реальные люди, это персонажи политического театра, которыми управляет не кто иной, как сам Тимофеевский; и останутся они жить в истории только благодаря автору, который назначил им кукольную роль┘ Все эти деятели «гуляют над рекой печали и забвенья», туда же уходит и созданная ими политическая ситуация. Другими словами, политика стала┘ средством для художественного творчества. Стала стихотворными строками, отразившими видение поэта, как бы с облака наблюдающего за происходящим. Интеллектуал, чувствующий себя в русской литературе как дома, он позволяет себе посмеиваться даже над великими: «Островский с Достоевским – вот курьез, в одни и те же проживали годы. Одно и то же видеть им пришлось, а увидали разных два народа», – и посмеивается уважительно, по-доброму, поскольку далее подводит итог: Россия многолика, ее народ «широк», «умом не понять»┘ Прекрасный образец парадоксального мышления, образец авторских отступлений, будто бы вдохновленных пушкинским романом в стихах!

Итак, была политика и сплыла – все равно что «ушла во времена Ахилла». Что осталось? Остались – «Письма». Осталась литература.

А «поэтом катастрофы» назвал Тимофеевского Евгений Рейн, видимо, за его «чернобыльские» строки┘

Никогда Тимофеевский не позволяет себе пустословия, напротив: везде у него – согласное пение звуков, мягкий шелест, шуршание слов┘ Унаследованная им от ХIХ века гладкость письма не убаюкивает – заряжает бодростью, как утренняя зарядка, придает сил. Тимофеевский бросает смешливо-невозмутимый взгляд даже на житейские неприятности; ведь как досадно, когда нервничаешь, ожидая, что в подъезд войдут посторонние и нарушат уединение с любимой! Автор называет этих посторонних собирательным понятием «домовой»:

И всегда он был готов
Сделать пакость нам любую:
Натравить на нас котов
И уборщицу рябую.
Мог мальчишек подучить –
С домовыми в дружбе черти, –
Быстро лампочку включить,
Напугав тебя до смерти.

И спустя много лет, сентиментально забредя в то памятное место, вспоминает домового и ждет с ним встречи, заманивая его оброненными в лестничный пролет спичками:

Жду ответа с чердака
И прислушиваюсь чутко, –
То ли нету старика,
То ли вышел на минутку.

Очень любопытно, как к «веселому» пушкинскому стиху Тимофеевский прививает мотивы Александра Тинякова:

Там, где свалил меня запой,
На Трубной или Самотечной,
Я, непотребный и тупой,
Лежал в канаве водосточной.

Читаешь эти стихи – и не придет в голову уличать Тимофеевского в стилизации. Неуловимо современны его интонация, его язык (разговорный об руку с литературным), взгляд на события («современность» самих событий тут роли не играет). В своих философских размышлениях, в постоянных наблюдениях Тимофеевский избегает смысловых темнот, а лучше сказать – не нуждается в них. Он – часто с напевной ностальгией – выговаривается, не заговариваясь; его краткие повествования о несвершенном, об упущенных (упускаемых) возможностях логически выстроены, афористичны; кажется, что о них говорит человек со стороны, чуждый длительным сожалениям, понимающий их бессмысленность; хотя бывает и так: начинает с житейского мусора – а заканчивает все-таки горечью:

Дрязги, склоки и укоры.
Не щадим и не прощаем.
Наших ссор собачьи своры
Оглушают душу лаем.
Ночью липнет к окнам морось,
Снег за окнами маячит,
Спит душа с душою порознь
И во сне тихонько плачет.

И думается: вот говорят иногда, что, мол, какая семья без ссор, от них никуда не деться, это нормально. Ссоры – неизбежная данность. Но если задуматься, а вдруг это – н е н о р м а л ь н о? Может, и ссор поубавилось бы┘ И если б мужчины почаще вспоминали о том, что «женщина – это другая порода,/ принципиально другой человек» (цитирую Кирилла Ковальджи), сколько обид не получало бы развития!

Мы говорим ей: ты забыла
Тот пляж, тот сад и то авто.
А женщина не то любила
И помнила совсем не то.

Сказано с легким юмором и – с грустью┘ Примером «печального Тимофеевского» служит его маленькая поэма «Море» – словно окутанная знойной дымкой, и не поймешь, автор то ли пошучивает, то ли, пребывая в томлении, ищет ему выход в песне. И выстраивает поэмку, смутную, как сон, из фрагментов неясных, трудноуловимых воспоминаний; бесцельно длится она – и звучит-поет на одной ноте, словно далекий гул в морской раковине┘ И поэма «Душанбе» у Тимофеевского тоже замедленна, он с ленивой задумчивостью перебирает в памяти детали быта, городские приметы, перелистывает, словно альбом Павла Кузнецова, неяркие, бледноватые, почти лишенные движения картины среднеазиатской природы┘ Он осваивает Азию русским стихом и – наделяет русский стих некими азиатскими тайнами:

Поэзия жутка, как Азия,
Вся, как ночное преступление.
Души и тела безобразия
Дают в итоге накопления.
┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘.┘┘..
Воссоздается и сжигается
Душа, и вновь воссоздается┘
А в результате получается,
Что ничего не остается.
Вернее, остается пошлая
Сентиментальность и усталость┘

Однако стихи Тимофеевский до сих пор пишет и пишет – в надежде на теперешнего и на будущего читателя, ведь непременно «один сумасшедший – напишет,/ Другой сумасшедший – прочтет»!

Душа моя, дева немая,
Зачем я с тобой не молчу,
Дурацкий колпак надеваю,
Дурацкие шутки шучу.
Пока так нелепо и жалко
Треплю языком о пустом,
Танцует душа, как русалка,
С раздвоенным рыбьим хвостом.

В последнее время печальных стихотворений у Александра Тимофеевского все больше – печальных, но все же светлых. Острое осознание краткости, ограниченности человеческой жизни не вяжется с улыбчивой беспечностью и легкой сентиментальностью, однако юмор по сей день не изменяет поэту. И если неожиданно для нас он заключает:

А звуки те, что нас манили,
И те, которым мы внимали,
Подобны играм беса или
Напевам демона Тамаре, –
не будем ему верить. Это тоже юмор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1862
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4483
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2447
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2798

Другие новости