0
1327
Газета Поэзия Интернет-версия

30.09.2010 00:00:00

Жизнь в античном ритме

Тэги: филипенко, жизнь, день


филипенко, жизнь, день

Олег Филипенко. Один день неизвестного поэта: Поэма. – М.: Литературная учеба, 2010. – 104 с.

Как это буднично и знакомо: «Раньше проснулся я, чем электронный корейский будильник,/ мерзко и тонко пища, возвестил, что пора подыматься». Даже слегка трогательно: единение сотен и тысяч непохожих – в необходимости просыпаться под бесцеремонный звон будильника, томиться по утрам в общественном транспорте и невольно цепляться взглядом за надписи на заборах по пути на работу. Что еще может так точно и емко обрисовать нашу жизнь, как не бытовые мелочи?

На первый взгляд именно об этом поэма известного кино- и телережиссера Олега Филипенко «Один день неизвестного поэта», вышедшая отдельным изданием в «Литературной учебе». «Думаю так: это тоже часть жизни. А значит, имеет/ право она на фиксацию, пусть это я с отвращеньем/ иль с холодцой буду делать, но надо ее узаконить».

Особенность поэмы заключается в том, что жизнь лирического героя в ней не просто рассмотрена сквозь призму деталей и штрихов повседневности, а буквально микроскопирована. Есть в этом что-то гипнотизирующее: монотонное перечисление бытовых мелочей и рутинных действий словно заставляет сбавить обороты и проникнуться ритмом, в котором живет лирический герой.

Впрочем, материальное – это лишь каркас повествования, на который нанизаны иные, духовные пласты. Любая бытовая деталь может стать отправной точкой воспоминаний или рассуждений. Например, об эстетике: «Нас эстетически малость коробит при виде рекламы/ женских прокладок, шампуней от перхоти, от диареи/ всяких таблеток. <┘> Но в целом спокойно/ мы принимаем такую рекламу. А это лишь значит,/ что эстетически, как и этически, мы превосходим/ то, что сегодня по телеку видим почти ежедневно». Или о некоторых стражах правопорядка: «Хуже бандитов такие менты. Ведь они у законной/ власти на службе и, часто мундиром своим прикрываясь,/ нагло творят беззакония над неповинною жертвой».

Итак, с точки зрения композиции повествование лирического героя представляет собой плавное движение по кругу его житейских забот, прерываемое неторопливыми размышлениями о самых разных жизненных явлениях. Органичное единство с этой структурой образует непривычный для современной поэзии гекзаметр. «Нет ничего устаревшего в формах, где есть совершенство», по мысли автора. И, действительно, знакомый нам больше по произведениям античности гекзаметр воспринимается легко и естественно, что во многом достигается благодаря отсутствию рифмы. Кроме того, выбранный автором поэтический размер не сковывает жесткими рамками неторопливый ход размышлений и позволяет задержать внимание читателя на деталях, образующих картину внутреннего мира лирического героя.


Лирический герой совершает плавное движение по кругу житейских забот.
Ф.А.Бронников. В кругу семьи. 1856. Шадринский городской краеведческий музей имени В.П.Бирюкова

Несколько слов хочется сказать о языке поэмы. С одной стороны, обращают на себя внимание многочисленные архаизмы («средь», «пред», «молвил»), настраивающие на некий возвышенный поэтический лад, но в то же время изрядно сдобренные иронией и потому не выглядящие навязчивыми. С другой стороны, немало в поэме и элементов сниженной лексики. Такой речевой контраст позволяет показать внутренний мир современного лирического героя во всем его многообразии, динамику эмоциональных состояний.

Очень многое в поэме указывает на то, что автор и лирический герой максимально сближены, а потому само произведение приобретает черты доверительной беседы с читателем. Каков же наш собеседник? Несомненно, человек глубокий и мыслящий, наблюдательный и способный дать однозначную оценку подмеченным явлениям. В то же время твердость жизненных ориентиров имеет и другую сторону – это некоторая жесткость, резкость в словах и поступках. Однако и в этой резкости наш собеседник подкупающе искренний.

Искренность, доходящая порой до шокирующей откровенности, – это «тональность», в которой существует лирический герой. Мельчайшие движения мысли и чувства запечатлены так же подробно, как и бытовые детали, а потому его жизнь перед нами – как на ладони, в тесном сплетении материального и духовного.

Откровенность лирического героя, даже когда она касается явлений чисто физиологических, – это не китч и не препарирование чувств, а знак особого доверия, которого удостаиваются только самые близкие. Такого доверия и искренности остро не хватает и в жизни, и в литературе, которая все больше перемещается из сферы искусства в сферу коммерции. Именно поэтому поэма «Один день неизвестного поэта», долгие годы остававшаяся неизвестной широкому кругу читателей, несомненно, будет востребована.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1364
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3566
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2018
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2300

Другие новости