0
1389
Газета Поэзия Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

Сложное в привычном

Тэги: лаврентьев, время, пространство


лаврентьев, время, пространство

Максим Лаврентьев. На польско-китайской границе.
– М.: ЛУч, 2011. – 88 с.

Главное, на что обращаешь внимание, читая эту книгу, – необычное соотношение времени и пространства внутри поэтического текста. На первый взгляд стихи Максима Лаврентьева очень конкретны – его лирический герой чаще всего находится в легко узнаваемых местах Москвы или Петербурга, где и предается воспоминаниям и размышлениям. Но пространство, в котором происходит действие стихотворений этого поэта, вовсе не ограничивается описываемыми в них городскими улицами или парками – оно может сужаться или расширяться в любом направлении в зависимости от поставленных автором задач. То же самое можно сказать и о времени – с одной стороны, начиная читать, видишь, что речь в книге идет либо о сегодняшнем дне, либо о самом недавнем прошлом, с другой – появляется вскоре четкое ощущение, что это не совсем так.

Многие стихотворения Лаврентьева выстраиваются по принципу логической цепочки, часто используемому в произведениях классических авторов XIX века: конкретная местность (предмет, образ и т.д.) вызывает в душе лирического героя некое личное воспоминание или переживание, которое, в свою очередь, приводит его к мыслям о внеличностном и вневременном. Но тут все происходит несколько иначе: реальные предметы, топонимы или явления, помещенные в пространство поэтического текста, не просто являются составными частями окружающего мира, существующими здесь и сейчас и в то же время вызывающими у некоторых людей, на них смотрящих, какие-то ассоциации, фантазии или мысли о прошлом и будущем.

Важно, что именно в этих предметах, топонимах и явлениях, а не в сознании человека прошлое и настоящее, личное и надличностное, обыденное и высшее сливаются в одно, и человеку остается только пытаться воспринять этот мир таким, какой он есть. «Кто скажет, что мы – посредники/ Между двумя мирами,/ Когда мы идем по Сретенке/ Прямо или дворами,/ В потертой джинсе из Турции,/ В обуви made in China./ (Одетые по инструкции,/ Это – секрет и тайна.)»┘ «Сложное скрывается в простом», как говорится еще в одном стихотворении сборника, а также в привычном, и через это простое или привычное оно и становится видимым, слышимым, осязаемым.

Только в искусстве и в природе все надмирное и прекрасное воплощается наиболее ярко и полно – отсюда постоянное обращение поэта к теме «священной силы искусства» и Вечности, отсюда и мотив сада (метафизического, мифического, но никогда – реального), а также мотив отдельного дерева (от прилипшего к оконному стеклу листка до Древа жизни, символизирующего созидающее начало мира.

Описывая свои мысли и наблюдения, автор словно хочет сказать: на свете по-настоящему существует лишь то, что способно содержать в себе высшую, Божественную основу, и вместе с тем только видимые нами предметы и явления помогают человеку почувствовать эту основу внутри себя и всего того, что его окружает, понять, что основа эта действительно есть и что только благодаря ей существует все остальное, внешнее и привычное. Например, любая музыка, даже самая прекрасная, всегда возникает из пустоты и, прозвучав, туда же уходит, сама по себе она не имеет отношения ни к чему земному, но, если бы не было флейты и живого дыхания, проходящего через инструмент от губ музыканта, никто не смог бы эту музыку услышать.


Одно из прогулочных мест лирического героя. Усадебный пруд, превратившийся в заводь у телебашни.
Василий Раев. Вид пруда, церкви и дворца в подмосковной усадьбе гр. Шереметьевых «Останкино» при утреннем освещении.
Ок. 1858. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Тем и прекрасен этот мир – противоречивый, сложный и вместе с тем наполненный изначально Божественной пустотой, дающей высшее обоснование земной жизни. И лишь искусство способно не только улавливать гармоническую сложность сотворенного мира, скрытую за мнимой простотой повседневности, но и точечно фиксировать ее – хотя бы во внешних ее проявлениях. «Тут слово, там строка,/ Здесь целая строфа, –/ Троллейбус и собор/ Становятся стихами./ Заметно, что мосты/ На берегах Москвы/ Повисли без опор / Над смутными веками.// Вот платный туалет./ Вот бронзовый поэт./ Небесные моря/ Над головой поэта./ Я в городе моем!/ Я знаю, что о нем/ Напишется моя/ Последняя поэма.// Мне тополь и трамвай/ Прикажут: «Эй, вставай!/ Пора чесать домой –/ В Останкино, в Кусково»./ Тут словом, там строкой,/ Здесь целою строфой/ Любимый город мой/ Меня окликнет снова». Именно такое понимание окружающей действительности позволяет поэту объединять в предельно лаконичном или широко развернутом тексте того или иного стихотворения разные временные и пространственно-культурные пласты – прошлое и настоящее («Парк во времени»), Восток и Запад («Одинокая джонка»), мгновенное и вечное («Арджуна и Кришна») – и все всегда оказывается на своем месте.

Глубокое содержание стихотворений, выраженное привычным нам языком сегодняшнего дня, естественно помещается поэтом в рамки строгих классических размеров, которые, благодаря разнообразию ритмических рисунков и небанальности узловых рифм, не выглядят устаревшими, а наоборот – в прямом смысле этого слова доказывают своим существованием в этой книге, насколько силлабо-тоническая система долговечна и внутренне, органически присуща не только поэзии Золотого и Серебряного веков, но и современному русскому стихосложению.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
646
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
566
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
676
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
473

Другие новости