0
1307
Газета Поэзия Интернет-версия

19.05.2011 00:00:00

Неизбежность прямой речи

Тэги: полищук, стихи


полищук, стихи

Рада Полищук. Мелким убористым почерком: Стихи.
– М.: Союз писателей Москвы, 2011. – 32 с. (Библиотечка поэзии СПМ)

«Лета к суровой прозе клонят», – заметил некогда Пушкин, и долгие годы это признавалось непреложной истиной. Но в начале XXI века знаменитая аксиома постепенно стала опровергаться. Всё чаще можно наблюдать обратный процесс: зрелые писатели, достигшие определенных высот в прозе (или критике, или драматургии), обращаются к стихам, выпускают первые поэтические сборники, опять бесстрашно делаясь «начинашками». И это уже похоже на тенденцию. В чем ее причина?

В изящную книжку «Мелким убористым почерком» вошло около 30 поэтических миниатюр. Автор – известный прозаик, член СП Москвы, Союза российских писателей и Русского Пен-центра Рада Полищук. К настоящему моменту она выпустила девять прозаических книг и дописала десятую, приобрела устойчивый круг читателей и поклонников творчества. И вдруг, как снег на голову, стихи!

Хотя, конечно, не вдруг. Помню, несколько лет назад, с удовольствием прочитав очередную повесть Рады, я при встрече спросила: «А что стихи – пишутся?» Была уверена, что она их пишет, и удивилась, услышав отрицательный ответ. Откуда взялась та моя уверенность? Да из прочитанной прозы, разумеется! Психологичной, эмоциональной, многоплановой, нередко трагической и всегда – поэтичной. Рискну предположить, что прозаические рамки оказались для лиричной души писательницы слишком жесткими.

Стоп! Ведь обычно считается наоборот: рамки – это стихи с их ритмом, рифмами и проч., а проза – как раз свобода и полное раздолье! А вот и нет. Или по-другому: смотря какие стихи и какая проза.


В чем больше свободы – в прозе или в поэзии?
Фото Андрея Щербака-Жукова

Что бы там ни говорили, а всякое более или менее крупное прозаическое произведение – это структура, фабула, обозначение и развитие характеров и т.д. И совсем не обязательно в этот набор вписывается свободная речь автора (а не более подходящего для данного случая «лирического героя»). Как же с ней быть, с бьющей через край прямой речью? Как быть с чувствами, не удовлетворившимися косвенной передачей – через судьбы персонажей? Где можно открыто и безоглядно назвать свою любовь – любовью, страх – страхом, скорбь – скорбью? Предстать перед читателем беззащитной, нежной, а то вдруг отчаявшейся? Конечно, в стихах! Напоминающих то песнь, то заклинание, то мольбу: «Моя любовь никому не нужна –/ это песня без слов, бокал без вина,/ это ночи без сна,/ камин без огня./ Спасите меня! Любите меня!..» Или рядом, совсем в другой интонации: «Ваши бесподобные букеты,/ Ваши осторожные приветы,/ Затаенной радости приметы –/ Это любовь?..»

Несколько особняком стоит в книге последний небольшой цикл под названием «Моей маме – в фоторамке под стеклом за белым листом бумаги». Это уже концентрированная, не прикрытая никакими художественными условностями боль, настоящий, из глубин души, плач – по ушедшему самому близкому человеку, по народу, претерпевшему столько страданий: «Пустынным долгим протяжным плачем/ Из древних сумерек всех праотцев/ Зову и помню – и не могу иначе,/ И слышу вечный ответный зов┘»

И вдруг понимаешь, что это совсем не другая Рада Полищук, а та же самая, что пишет прозаические книги – о жизни и смерти, о еврейском местечке, о судьбах многих очень разных людей, которые хотели любить, страдали и радовались, воспитывали детей, надеялись на лучшее. Просто стихи дают несколько иной ракурс. Они будто бы написаны одним из персонажей этой прозы. Или, наоборот, полуэфемерный автор поэтических миниатюр вдруг взял, да и материализовался во вполне реального героя какой-нибудь повести┘

Творчество – удивительная загадка, разгадывать которую хочется бесконечно, пусть даже заведомо известно, что докопаться до простой и общепонятной истины не получится. Мне приятно, что я предугадала в Раде искреннего и вдохновенного поэта. И тенденция эта, приводящая мастеров слова из других жанров к стихам, мне тоже нравится. Не так безнадежно время, в которое окрепшие, зрелые души стремятся к поэзии!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1428
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1026
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1233
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
795

Другие новости