0
2610
Газета Поэзия Интернет-версия

22.12.2011 00:00:00

Стихи на крыльях журавлей

Тэги: зона, стихи


зона, стихи

Авет Тавризов. Зона.
– М.: МГО СПР, 2011. – 140 с.

Название поэтического сборника Авета Тавризова несколько неординарно и с непривычки режет слух – «Зона».

Но сразу придется разочаровать любителей так называемого русского шансона: про места заключения в книге совсем немного. Да притом выдержано отнюдь не в романтико-героическом ключе: «Услышав их предсмертный скорбный крик (┘) В барачной тесноте, тюремных нар/ Перед глазами, жадными до жизни/ Последний раз катился солнца шар».

Понятие «зона» рассматривается у автора исключительно в духе «Сталкера»: «В опасной зоне – сила Откровенья/ Она несет опасность и беду».

Был ли в той «зоне» Тарковского и Стругацких некий смысл? А здесь, у Тавризова? Можно только гадать┘

Как минимум, если прислушаться, можно уловить отголоски определенной иррациональной концептуальности, Тайного знания, которое человечеству, может быть, так и не дано будет отыскать в полном объеме. И тем ни менее любая попытка – это уже вызывающее уважение дерзновение, некое приближение к Изначальному┘

Наличие тоски по сокрытому Изначалью, обнаруживающее себя через душевный надрыв, через детальное описание тревожно пульсирующего своей объемной протяженностью пространства, просто не может остаться незамеченным в стихах Авета Тавризова.

Тематический спектр его поэтики – весьма обширен. Тут и любовная лирика, и трагические стихи, посвященные Осипу Мандельштаму; нетривиальные зарисовки о послевоенной Москве┘ и о казнях в Санкт-Петербурге «врагов престола» во времена императрицы Екатерины.

Но красной нитью – все же мистический дух: поиски Человеком своего истинного места во Вселенной; постижения бытия и небытия, мирского и сакрального, Бога и его вечного антипода: «Мне всего лишь одно утешенье дано, оторвавшись от бренного мира – в Высших сферах свое Очищенье найти и вернуться назад Пилигримом».

┘Однако подобная «тайноцентрированность» – отнюдь не единственное достоинство представляемой книги. Кроме особого, «не от мира сего», концептуализма Тавризов довольно своеобразно работает с тем, что можно обозначить как «авангардная архитектоника строфы».

Его строчки не выстроены по заранее предписанному кондовому канону: стихотворение разбивается, «расплескивается» таким образом, что кроме появления особых интонаций и пауз – на бумаге выстраивается своеобразная пространственно-структурированная буквопись. Иногда изящная, как античная статуэтка, иногда нарочито давяще-монументальная, специально подчеркивающая «труднодоступность» для простого обывателя объемных смыслофонетических построений.

Когда узнаешь, что Авет Тавризов – профессиональный художник, специализирующийся на масштабных пространственных композициях, то многое из серии «непонятного» в его литературном творчестве начинает находить свои долгожданные ответы.

Его поэзия – это действительно определенное пространственно-филологическое свершение, где в качестве неких «красок» выступают отдельные семантические и фонетические элементы, а «холста» – бескрайняя непаханая степь индивидуального восприятия мира. Именно эта не вписывающаяся в жесткий канон индивидуальность и создает художника-теурга, пытающегося с помощью слов и пауз между ними очертить, прорисовать, обозначить окружающее безликое и «сопротивляющееся упорядочиванию» Бытие.

Вероятно, поэтому у автора «Зоны» могут появиться и такие неожиданные построения, как: «Колючей проволокой заиндевевший/ Замотан/ Трехмесячнойночьювыстуженный/ Барак».

Это – не опечатка и не авангардистское оригинальничание, а просто необходимый в данном контексте оттенок, найденный довольно традиционным для художника способом: путем смешивания в одну субстанцию нескольких цветов. Только вместо красок использовались слова.

А на другом плане – подобная словесная конструкция являет собой опорную эмоциональную балку, держащую вспомогательные декорированные элементы общего замысла стихотворения.

┘В привычной, зашоренной от условностей поэзии многое определяют ритм, размер, точная рифмовка окончаний строк. Удобно, привычно┘ и функционально – как вода из-под крана.

В этом смысле поэзия Тавризова с трудом поддается жесткой классификации и почти что не раскладывается на всем знакомые структурные составляющие. Такой вот непослушный горный поток, стремительно низвергающийся вниз из заоблачных высот!

На первое место в данной поэтической стремнине выходит «стиль» – он без труда узнаваем своими интонациями. Хотя и ритм, и рифма, и форма также присутствуют, но не как непреложная данность┘ а только тогда, когда непосредственно, неотложно требуются автору – в качестве дополнительных художественных средств для выражения основной идеи поэтического повествования.

Причем здесь под «идеей» следует понимать не отвлеченное ментальное предположение, а четко обозначенную в пространстве и времени создаваемую художественную структуру. Данное построение может идти от ума, от чувств, от интуиции┘ но плюс к этому – и от неких совсем иррациональных источников.

В результате рождается своеобразное пространственно-языковое построение: вдогон к столь уже устоявшемуся «умозрению в красках» проступает теперь и несколько неожиданное «живописание словесными мазками» или даже «фонетическое музицирование».

Особый разговор – восприятие текста «Зоны». Для широкого читателя оно не будет легким и «прогулочным». Не стоит даже и пытаться найти здесь столь милые сердцу «рифмовки о привычном», рационально выверенные «магистральные» мысли или «подытоживающие морали».

Поэтический мир и набор выразительных приемов у Тавризова настолько по-хорошему «странен», что «правильного» читателя (в зависимости от степени предварительной подготовленности) ждет или ступор┘ или незапланированный стихопсиходелический трип.

Второе – предпочтительнее, потому как подводит непосредственно к авторской трактовке Поэзии как способа постижения Универсума посредством упорядочивания глобального пространственного континуума.

Ведь трудно не заметить, что стихи Тавризова выписаны именно в ПРОСТРАНСТВЕ и жестко к нему привязаны: имеют свою многофокусную систему координат, фасад и тыл, профиль и анфас, приоритетную смотровую площадку для «общего обзора», а также наиболее удачные «точки художественной сборки» для пристального рассмотрения отдельных деталей. Причем именно детали предельно важны: ведь смысловые категории у Тавризова выстраиваются по «эксклюзивно-архитектурному» сценарию.

Отдельно хотелось бы упомянуть, что заслуженный художник России Авет Александрович Тавризов и до выхода своей поэтической книги имел непосредственное отношение к русской литературе. Ведь он создал ряд эксклюзивных экспозиций и выставочных интерьеров многих российских музеев: Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове, Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге, а также московских музеев Есенина, Льва Толстого, Чехова, Серебряного века (в Доме Брюсова).

Как арт-декоратор, создатель объемно-пространственных композиций он в том числе активно работает с картоном и ватманом. Думаю, что не случайно и страницы его книги выполнены из столь плотной бумаги┘ что зачастую даже обложки у поэтических книг изготавливаются из более «хливких» материалов. А тут – монументально┘ и на века! Замусолить страницу от неустанного перечитывания – пожалуй, можно. Но вот изодрать – тут надо особо постараться!

┘В стихах Тавризова более чем достаточно «неведомого и инобытийного». По ощущениям – подобная поэзия направлена к Сакральному, к представителям Высших миров. А если имеет и особую миссию для обитателей грешной земной юдоли, то лишь посредством выражения неких смыслов, которые сам автор определяет следующим образом: «Иная ипостась/ Иное толкованье/ Теченья времени и/ Мира пониманье┘»


"Инобытийности" хватает с лихвой...
Фото Михаила Бойко

Поэзия Тавризова – не религиозна, но глубоко (можно даже сказать – неистово) мистична. При этом, к счастью, не чувствуется одержимости или сектанства в неспешных поэтических повествованиях, дающихся от имени лирического героя сборника. Его высшее кредо можно попытаться обозначить строками: «Верую странною верой в неверие/ В Господа/ Мнимое/ Верую даже в неверие свое/ Неисправимое».

Духовный путь лирического героя «Зоны» – тернист, а сам он – едва ли может быть точно идентифицирован в плане мировоззренческих установок. Наверное, он – один из тех Пилигримов, выписанных в книге как: «Святители из свиты очевидца/ Свидетели бесчисленные утра».

Каждый из этих Духовных странников может поведать о тернистом пути Духовной брани: «Я тайну соучастия сберег/ Познав иное время и пространство».

Правда, сам автор относится к вышедшему сборнику без лишнего пиетета. Возможно, для него это всего лишь еще одна скульптурная композиция, выполненная в несколько непривычном пластическом материале – в Слове. И затем отправленная в далекие вольные странствия: из Здесь и Сейчас – в Пространство и Время: «Я запускаю клин бумажных журавлей/ (┘) Им вслед рукой/ Последний жест прощальный/ Отпустит в мир безумства и страстей/ Весь горький смысл земного счастья –/ Стихи на крыльях журавлей».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1448
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3744
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2104
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2377

Другие новости