0
2580
Газета Поэзия Интернет-версия

02.02.2012 00:00:00

Не привередничать, не ныть

Тэги: миллер, стихи


миллер, стихи

Лариса Миллер. Четверг пока необитаем.
– М.: Время, 2012. – 160 с.

До сих пор встречаю добрые, но, увы, общие, приблизительные оценки стихам Ларисы Миллер. То, что поэту свойствен «детский», незамутненный взгляд на мир, на который он смотрит словно впервые, – все же банальность, общее место, как, например, и такое высказывание: мол, высшее мастерство – писать, чтобы всем было понятно. Здесь не хватает главного: к а к а я у Миллер простота, ч т о таится за этой простотой?

Ее новая книга убеждает: сколь ни привлекательны стихи богато метафоричные, интеллектуальные, формально изобретательные, – весь их блеск, многоцветие, многоплановость кажутся как-то ни к чему рядом с негромкими напевами Миллер, идущими из глубины сердца, не признающими кокетства, самолюбования, демонстрации мастерства. Каждое стихотворение – сокровенное признание, мысль, одетая в простые и емкие слова, нашедшая свои слова, свою мелодию чистого звука, ненарушаемой гармонии. Тут до наряда ли метафор, до изощренности ли образов? Строки Ларисы Миллер будто вплетены в саму жизнь, и жизнь говорит с нами языком поэта:

И снег белел, и даль лучилась,
А я счастливой быть училась,
Училась благодарной быть,
Не привередничать, не ныть,
Простые дни считать дарами.
И получалось временами.

Ее стихи – художественное предостережение: не пройти мимо счастья, они – призыв: научиться радоваться простым вещам. Вечные истины повторяются большими поэтами из века в век, и звучат они каждый раз иначе, на другой мотив. Да и многие ли вняли тому, что «потом» может никогда не наступить? Многие ли услышали Джона Донна, заметившего: кто постиг, что жизнь скоротечна, тот привык быть легким на подъем? Многие ли – по сей день популярную Юлию Друнину, однажды вздохнувшую сокрушенно: «Вдруг поверишь – настало «Потом». –/ Оказалось, что жизнь пролетела»?

Их продолжает Лариса Миллер:
А до счастья ведь можно и не дорасти.
Можно даже держать его крепко в горсти,
Можно целую жизнь с ним в обнимку ходить
И при этом тоскливые вирши плодить.
Можно день изо дня не сводить с него глаз
И не знать, что давно осчастливили нас.

Стихи Миллер – сама природа, бесконечно повторяющая саму себя, из года в год восхищая, радуя, печаля: сменой погоды, времен года, дня и ночи. Простенькие на первый взгляд, они подчинены строгому ритму, слово любовно, бережно пристраивается к слову, и явления природы, все ее детали получают имя, они называются, они превращаются в согласные строки и – плывут, проходят, пролетают мимо нас, змеятся, дрожат, трепещут, вздыхают, молчат в недвижности┘ Все эти природные детали – на самом деле символы, через которые автор выходит прямо на человека, и пишет только о человеке, и убеждает, теребя: так жить, как жил ты прежде – в мелькании не всегда отличимых друг от друга дней, недель, месяцев, – уже нельзя.

Краткость стихам Ларисы Миллер органически необходима. Вот, на едином вздохе, сказалось самое важное, глубоко прочувствованное – по сути, одна фраза, одно предложение, а дальше говорить нельзя. Пойдет лишнее, второстепенное, да и – не говорится больше: требуется выдох, пауза, молчание┘ Продолжишь говорить – заболтаешься, понесет поток слов неведомо куда – и высокого поэтического напряжения как не бывало. Кстати, когда Арсений Тарковский говорил о стихах Миллер, он, поражаясь ее ударным концовкам, делал стремительное зигзагообразное движение ладонью: мол, «одним росчерком»! А в 1973 году на подаренных «Вечерних огнях» написал: «Ларисе Миллер – единственной в России, кому Фет под стать».

Творчество Ларисы Миллер (с которым, к слову сказать, ежедневно нас знакомит ее Живой Журнал) лежит в той плоскости, где разговоры о падениях и взлетах, о «повышении мастерства» не имеют смысла. Это была бы «ищущая новых путей», «непохожая» Миллер, это был бы уже другой поэт. Ее развитие не на поверхности, оно – в глубине. Стихи «о природе», о «душевных состояниях», о «неласковой стране» и прочие и прочие – лаконично-афористичные высказывания о сферах, которые касаются каждого: смысл бытия, жизнь и смерть. И каждый раз – в новых, непредсказуемых вариациях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1736
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4269
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2345
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2657

Другие новости