0
1184
Газета Поэзия Интернет-версия

16.08.2012 00:00:00

Танцы на звездах

Николай Переяслов

Об авторе: Николай Переяслов - секретарь правления Союза писателей России, член Международной ассоциации писателей и публицистов, действительный член Петровской академии наук и искусств.

Тэги: чубкина, поэзопроза


чубкина, поэзопроза

Марина Чубкина. Follow your heart.
– М: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 352 с.

Вот уже второе лето я живу в знаменитом писательском поселке Переделкино, причем – в той самой даче на улице Тренева, где в течение долгого времени обитал кумир моей молодости поэт Андрей Андреевич Вознесенский, перевернувший своей поэмой «Оза» всю современную русскую поэзию. «Так нельзя писать!» – заявляли ему литературные чиновники и редакторы ведущих советских издательств, а он обезоруживающе улыбался в ответ и говорил: «Стихи не пишутся – случаются, как чувства или же закат. Душа – слепая соучастница. Не написал – случилось так».

Вот и при знакомстве с книгой удивительной и ни на кого не похожей по своей творческой манере поэтессы Марины Чубкиной во мне тут же всплыли эти самые строки Андрея Андреевича, а может быть, их просто подсказали мне стены старинной литфондовской дачи, навечно впитавшие в себя его незабываемый голос. Впрочем, Марина и сама подспудно понимает, что делает что-то противозаконное с точки зрения литературной критики, когда выплескивает на бумагу произведения, которые, подобно гимнасту Тибулу из сказки Юрия Олеши про трех толстяков, опасно балансируют на тонкой грани между поэзией и прозой, заставляя читателя с замирающим сердцем следить за их движением по этому незримому канату. «Молва гласит: «Ведь так нельзя!..» – восклицает поэтесса в одном из своих, написанных не в столбик, как это принято в классической поэзии, а в прозаическую строчку и с едва уловимыми порою рифмами, стихотворений.

И тем не менее я уже дважды употребил по отношению к Марине Чубкиной термин «поэтесса», потому что разрабатываемый ею жанр все-таки относится более к поэзии, чем к прозе, о чем свидетельствуют не только сверкающие на горизонтальных ниточках строк ассонансные бусинки-рифмы, но также и необычайная легкость, и, я бы даже сказал – воздушность ее миниатюр, которые, словно золотящиеся в солнечных лучах облака, парят над перегруженной всяческими проблемами и трагедиями прозой жизни. «Крыльев взмах – я парю в вышине», – мимоходом (а точнее сказать – мимолетом) роняет она в одном из своих прозостихотворений непроизвольно вырвавшееся признание, раскрывая тем самым внутреннюю суть своего необычайного творчества.

В том-то и дело, что сам по себе жанр стихотворений в прозе, который как раз и представлен нам в книге Марины Чубкиной, в мировой литературе в принципе не нов, и в разное время его использовали в своем творчестве Мериме, Бодлер, Тургенев, Малларме, Рембо, Лотреамон, Анненский и целый ряд других авторов. Как объясняют литературоведческие словари и энциклопедии, по своим характеристикам стихотворения в прозе являют собой такую разновидность литературной формы, в которой прозаический (то есть не осложненный, как в стихе, дополнительной ритмической организацией) принцип развертывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными исключительно поэзии. Повествовательное начало в этой форме, как правило, ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и прозаическому ритму, – повышено, и все эти признаки мы отчетливо можем наблюдать на примере книги Марины Чубкиной.

Однако, несмотря на практически полное соответствие характеристик творчества поэтессы с приводимыми в энциклопедиях признаками стихотворений в прозе, поэтическая составляющая в творчестве Марины Чубкиной оказывается выражена во много раз сильнее прозаической, и записанные ею на манер прозаического текста миниатюры являются гораздо более стихами, чем прозой. И в первую очередь – благодаря необычайно мощному заряду лиризма, энергия которого пронизывает собой всю книгу этого удивительного автора.

«Я несу твое сердце в себе. Твое сердце в моем затаилось», – могла бы повторить вслед за поэтессой и сама ее Муза, настолько доверительно и даже интимно сотрудничающая с автором в выражении ее чувств, мыслей и переживаний, что между ними, кажется, не осталось ни малейшей тайны. Сердце автора и сердце Музы бьются уже не просто в унисон – они стали для них одним большим, болящим, общим сердцем. Вопрос только в том – насколько доброжелательно отнесется мир к исповедальной искренности поэтессы, сумеет ли он понять ее боль и откликнуться на нее своей спасительной любовью?..

Марина Чубкова уверена, что, несмотря на весь трагизм нашего времени, мир еще окончательно не очерствел, не превратился в бездушного монстра и способен ответить любовью всякому, кто идет к нему с открытым сердцем. «Не знаю, но верю – в чудесные, чистые души», – говорит она с непосредственной детской доверчивостью, так что и мы начинаем верить вместе с ней в то, что эти души действительно существуют и надо только дождаться часа, чтобы с ними встретиться. Ведь поиск таких родственных душ (а особенно – одной самой близкой в мире души) как раз и является и смыслом нашей жизни, и основой так трудно достижимого каждым человеком счастья. Но зато какой восторг овладевает сердцем, когда мы можем сказать вслед за автором: «Я встретила тебя, и это больше слов!» – на это даже Муза не обидится, потому что любовь действительно выше всего в этом мире, даже выше поэзии.

«Следуй за своим сердцем», – говорит нам поэтесса и названием своей удивительной книги, и поведанной нам в стихах историей своей души, и даже оригинальной и ни на кого сегодня вокруг не похожей творческой манерой. Потому что каждый поэт – это уникальный и неповторимый голос, который не подчиняется общепризнанным литературным правилам и догмам. «На звездах танцевать хочу», – заявляет в одном из своих лучших стихотворений Марина Чубкина, и какой, спрашивается, редактор какого журнала или издательства окажется в состоянии переубедить ее в том, что звезды – это не самое подходящее место для танцев? У поэтов – свой космос, свои законы притяжения и гравитации. Собственно говоря, вся поэзия – это и есть такой дерзкий танец на раскаленной «звезде по имени Солнце», как сказал когда-то в одной из своих песен незабываемый Виктор Цой, тоже, кстати, слушавший не столько литературных и музыкальных критиков, сколько свое собственное сердце. Которое единственное имеет право диктовать поэту, что ему писать, как ему писать и на какой звезде танцевать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1174
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3131
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1767
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2109

Другие новости