0
1941
Газета Поэзия Интернет-версия

07.02.2013 00:00:00

Не размышляя "быть или не быть"

Тэги: лаврентьев, видения земли


лаврентьев, видения земли

Максим Лаврентьев. Видения земли.
– М.: Литературная Россия, 2012. – 128 с.

Новая поэтическая книга Максима Лаврентьева (вошла в пять лучших книг поэзии 2012 года, по версии «НГ-EL», см. «НГ-EL» от 27.12.12) состоит из двух разделов: «Маленькие поэмы» и «Избранные стихотворения». В раздел «Избранные стихотворения» входят стихи, написанные автором с 2005 по 2010 год, публиковавшиеся ранее, в некоторых случаях слегка отредактированные. А вот раздел, открывающий книгу, представляет жанр не только относительно новый для автора, но и вообще новый: маленькие поэмы.

Поэма – произведение особое; отличается она от стихотворения не только объемом, но и четкой повествовательной структурой, обязательным наличием сюжета – в этом смысле поэма близка повести (вспомним, что, например, именно повестями назвал Пушкин «Кавказского пленника» и «Медного всадника», произведения, классически публикуемые во всех сборниках и собраниях сочинений поэта в разделе поэм). Вот, пожалуй, и все, что делает разные поэмы схожими между собой; к счастью, каноны и границы жанра, когда сталкиваешься с ними в жизни, а не в теории, всегда трудноопределимые понятия. А какие не каноны, но особенности может иметь маленькая поэма, кроме того, что она меньше поэмы «большой»? В смысле выстраивания композиции текста жанр не нов: маленькая поэма либо делится на части, в случае необходимости даже на маленькие главки, либо остается цельной. Казалось бы, в последнем случае, будучи короткой, она имеет те же признаки, что и длинные сюжетные стихотворения, но, думая так, можно сгоряча назвать поэмой и «Мирадж», помещенный автором в разделе стихотворений, а не поэм. Если это не случайность (я, например, убеждена, что не случайность), то вот главная жанровая особенность: маленькая поэма в данном случае (и единственном, поскольку жанр – изобретение Максима Лаврентьева) – рассказ (не повесть) в стихах с соблюдением всех «правил игры», заданных поэзией, с четким сюжетом, в котором обязательно участвует лирический герой, более того, личность поэта. Рассказ этот допускает многоплановость, умещение в рамках одной поэмы какого угодно периода времени, то шутливость, то серьезность интонации, то мистику, то бытовые детали. Но каждая из маленьких поэм подробно описывает либо какое-то одно из событий жизни героя текста, либо целый жизненный период. Язык повествования явно стремится приблизиться к разговорному, скорее даже не язык как таковой, а способ передачи ощущений, мыслей, действий: «Пойду и я. На лебедей взгляну/ в пруду продолговатом, что, по данным/ анализов, опять, как в старину,/ пришла пора именовать поганым;/ не размышляя «быть или не быть»,/ куплю себе чего-нибудь попить».


Прогулка – стишок, еще прогулка – еще стишок. Вот какая поэтика.
Фото Владимира Захарина

Вот, например, поэма, названная так же, как и книга, написанная белым стихом (единственная в этом смысле!), ямбом, «самым разговорным размером». Рассказ о поездке под Звенигород. Поездка вызывает в лирическом герое воспоминание о прошлом: детство, пионерский лагерь, то, что стало с этими местами после... В настоящем – неудачный поиск грибов, отказ от удовольствия посидеть на природе... А над всем этим – вечная мысль о невозвратимости однажды ушедшего (или упущенного). Обрывается поэма почти на полуслове, превращаясь во фрагмент: «Уставшие, промокшие изрядно,/ пошли на станцию». Тяготение к отрывочности видно практически во всех текстах маленьких поэм. То это типичное для фрагмента начало («По эту сторону бетонной...», «Там, где на месте сталинской воронки...», «Не знаю, как там в Нижнем...» – то, что Тынянов называл типичными признаками поэтического фрагмента), то композиционное деление на отрывки, то резкая смена ракурса... Видимо, родина маленьких поэм – все же большие стихотворения, разросшиеся во времени и пространстве, требующие подробного, неспешного повествования, но не потерявшие права начаться там, где застала поэта важная мысль, и кончиться там, где захочется (то есть там, где нужно).

Но, разумеется, эти стихи не фрагменты, вырванные из контекста, – тут речь идет о срезе времени, пунктирно обозначенной судьбе одного человека, даже скорее целого поколения. Сборник выделяется стремлением автора уйти от «литературности», в которой еще так недавно упрекали его некоторые критики. Нет, поэт не теряет связи с культурой XIX – начала XX века, без нее в принципе немыслимы его стихи. Но благодаря появлению маленьких поэм в его творчестве стали более различимы акценты, которые он упорно расставлял и в прежних своих книгах, но которые соседствовали с другими важными составляющими и, даже будучи явными, как ни парадоксально, многими из читавших стихи Лаврентьева не были замечаемы. Я имею в виду постоянное устремление взгляда из современности в прошлое, не в те времена, когда были еще живы Гумилев и Блок, а в прошлое совсем недавнее, в собственные детство и юность. Поэтическое творчество в этом случае – опыт осмысления своей биографии и, конечно же, общей русской истории, в том числе истории современной.

Настоящее играет далеко не последнюю роль в книге. Вот мы видим берег канала с расположившейся на нем ради отдыха и пользы, то бишь загара, московско-подмосковной публикой, вот плывем на теплоходе среди союзписательской литературной богемы, не менее колоритной, чем те, кто остался на берегу, вот отправляемся на Международную книжную ярмарку Non-fiction, а затем, покинув и ярмарку с ее совсем не книжной суетой, сбегаем гулять по бульварам. Вот оно, стремление литературы к жизни – каждый типаж узнаваем, каждая ситуация передана с мельчайшими подробностями. «Гореть в аду, корпеть в поту – все это надобно поэту,/ чтоб никогда не быть по ту,/ а, как ни глянь, всегда по эту./ По эту сторону любви,/ ее гласящего закона/ о том, что все миры – твои/ и все, что здесь – тебе знакомо».

Маленькие поэмы, несмотря на узнаваемость многих мотивов и стилистических ходов поэта, – совершенно новый принцип структурирования им реальности. Они дают много места для описаний и размышлений, а следовательно – много возможностей; в них автор, несомненно, мыслит более эпически, чем в коротких стихотворениях. Особенно это заметно в поэме «Колокол», одной из самых пронзительных в книге.

В остальном же те, кто следит за творчеством Максима Лаврентьева, встретят здесь все то самое, за что, собственно, им и захотелось когда-то за ним следить: свой собственный стиль, четкая позиция по отношению ко многим неоднозначным вещам в современности, внутренний диалог с поэтами-предшественниками, внимательная работа со смыслами чужих строк и слов вообще, небанальное восприятие реальности, то веселая шутливость, то болезненная ирония, и за всем этим – мучительное устремление к прекрасному, та самая метафизическая невозможность ужиться с грубостью и пошлостью, по которой узнают истинных поэтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
893
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
772
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
899
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
607

Другие новости