0
2764
Газета Поэзия Интернет-версия

05.06.2014 00:01:00

Я сильным был, но ветер был сильнее…

Тэги: поэзия, москва, красная площадь, детский дом


поэзия, москва, красная площадь, детский дом

Александр Суворов. Свет невечерний. Стихи. – М.: BELVUS, 2013. – 240 с.

«Свет невечерний» Александра Суворова одновременно напоминает и Фаворский свет, и песню «Ой-да невечерняя заря занималася», и есенинский «…тот вечерний несказанный свет…». Он словно включает в себя известные контексты и развивает образ, делая его еще более выразительным: «Рожденные – гореть. И наш печальный свет –/ Свет невечерний – льется над планетой».

Едва ли не каждое стихотворение несет в себе яркое поэтическое прозрение. Александр Суворов говорит по-отцовски: «Приходит мысль издалека,/ И я беру ее на руки».

Своеобразное настроение сборнику задает внешняя шероховатость речи, стихотворения воспринимаются написанными в странствии, на ходу, когда смена картин и обстоятельств рождает новые мысли и образы, отвлекая от предыдущих, охлаждая интерес к ним. Словно дневниковые записи: «Полночь стоит на коленях/ среди асфальта и стен./ Младенцем веки я разжал/ И не узнал ни век, ни место».

Автор подчиняется своей творческой интуиции: «Но, отступив, я верен красоте,/ И, преступив, я знаю: это свыше…»

Книга имеет шесть разделов, в которых представлены и новые стихи, и относящиеся к прошедшему десятилетию. Книга цельная, плотная, как спил дерева, единовременно показывающий кольца длительного роста, что афористично определено самим автором: «Когда уже привыкнешь жить,/ То жизнь не кажется привычкой –/ И начинаешь дорожить/ Ее мельчайшею частичкой».

Сборник пронизывают несколько настойчивых тем, как исконных, глубинных – обязательных для русского поэта – тем России, Родины, народа, места поэта в мире, любви, – так и сугубо индивидуальных, близких именно Александру Суворову. Это темы детства и детской ранимости, Москвы, неприкаянности, смерти.

Вечная тема Родины у Суворова предстает как сыновняя зависимость, готовность принять и нежность, и суровость Матери. Трагизм строится на горькой иронии: «Посмешище для всей земли,/ Пылит немытая Россия…/ И все ей видится вдали/ Средь поруганья и бессилья/ Небес таинственный Мессия».

Портрет автора оборачивается осмыслением поэтического призвания, человеческого значения и собственного места в мире, что неразрывно связано с темой России, сопряжено с раздумьями об одиночестве, итогах жизненного пути. «Когда уже не станет в жизни сил/ И треснет в сердце вечная основа –/ Уйду скитаться по Святой Руси/ До самого конца пути земного».

Тема Москвы возникает настойчиво и последовательно: «Как холодно! Лишь бьет метель кресты/ Василия Блаженного, а выше –/ Нет звезд, одни лишь сгустки черноты/ Да ливень снежный мечется по крышам./ Но нет отчаянья, одно лишь чувство – боль…»

Тема детства оборачивается скорбной стороной сиротства, разрастаясь и переплетаясь с темой Родины, в которой так непросто бытие обычного человека: «Отчизна, откликнись! – я здесь,/ Я твой человек неизвестный».

Упоминание о детях у Суворова всегда трепетно, строки проникнуты нежностью, которую поэт не афиширует, но и не скрывает, что свойственно сильным людям и сильным поэтам, не боящимся упрека в сентиментальности. «Эта ночь мне кажется гробницей./ А в ночи мерцает Детский дом,/ Словно лайнер, дальними огнями, –/ Это души, скованные в нем,/ Это детки плачут перед сном/ Жаркими, беззвучными слезами».

Тема любви, как и все прочие темы, как и само настроение книги, полна трагизма. Наряду с очень светлыми, прозрачными воспоминаниями постоянный рефрен: все проходит и, более того: все прошло. «Тебя, с кем можно забывать/ Всё. Даже имя./ С тобою можно жизнь пройти/ И не заметить./ С тобой по улице идти,/ Что тоньше нити,/ Услышишь – улицы гудят –/ Не разминитесь!»

Тема поэзии вырастает из автопортрета автора. Редкие и краткие вспышки творческого успеха и признания происходят на фоне неустроенного быта, невостребованности стихов, неудовлетворенности собой, сомнений в истинности призвания. «Муторна музе рубашка чужая,/ Даже, случись, если собственной нет./ Старался я место святыне/ Найти среди грешных искусств».

Мгновенные впечатления, полученные поэтом и отлитые в художественные образы, их осмысление, творческая обработка – вот отчетливый и неповторимый портрет автора, собранный в искреннюю книгу. Именно такой является книга стихотворений Александра Суворова «Свет невечерний», которая завершается строками: «Меж смертным и бессмертным светом/ Видна незримая тропа./ Где я считал себя поэтом,/ Одна любовь была слепа./ Мы там живем без осужденья,/ И дышит трепетный простор/ В молитвенном благодареньи/ Тому, кто день в ночи простер».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2239
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5007
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2755
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3172

Другие новости