0
2610
Газета Поэзия Интернет-версия

12.11.2015 00:01:00

Ад и рай в черепной коробке

Тэги: поэзия, верлибры, любовь, лирика


книга
Ирина Горюнова.
Капитолийская волчица.
– М.: ВестКонсалтинг, 2015.
– 118 с

Верлибры – форма нетрадиционная для русской поэзии; однако в последнее время принцип свободного письма завоевывает такие мощные позиции, на которых он смотрится естественно вписанным в пространство русской культуры. Таковы верлибры, наполняющие новую поэтическую книгу Ирины Горюновой «Капитолийская волчица».

Рефреном книги, ключом к ней могут стать слова с эффектом мегаобъединения – эта тема звучит не раз, она рассыпана по текстам тайно и явно:

Мое тело татуировано 

картой мира,

И на нем пульсирует 

маленький земной шар...

Вербальное богатство не подвергается сомнению – автор словно хочет выплеснуть на страницы все приметы красоты, радости, отчаяния мира. Это эстетика, где, делая акцент на безусловное торжество прекрасного, художник ни на минуту не забывает о том, какой ценой мы платим за рентгеновское излучение тотального счастья:

Завожу амбарную книгу, 

подсчитывая грехи, –

Опись имущества, жалкие

крохи с барского стола.

Ад и рай гнездятся в черепной

коробке, срывая крышу.

Занавесьте зеркала, когда 

я уйду.

И все же при всех – убедительных и удачных – попытках отобразить универсум это книга лирики, и это лирика XXI века, исполненная контрастов, подчас «несовместимых с жизнью» одного фундаментального образа, зато подчеркивающих перламутровые переливы непредсказуемого, то опасного, то упоительного бытия. В подобной модели мира «автороцентризм» – один из штрихов, что кладутся, как живописные лессировки, на изначальный Божий замысел. Так поэтом заново пишутся ад и рай, что «стерегут нас» вполне по-блоковски, и интимная интонация объединяет магией вдоха и выдоха и боль души, и исторические, временно-пространственные параллели:

Остановись, чтобы 

остановить время,

Смести точку сборки,

Нарисуй новую картину 

мира,

Где больше не отражаются 

беды.

Социальные соглашения –

бред угасающего мира,

Он исчезнет, как 

Атлантида, Великий Египет

И майя…

Попытка создать гигантский верлибр-азбуку, некую формообразующую символику, что совместила бы в себе разнородность уникальных элементов, бытийных «клеток», из которых состоит все сущее, и таинственную душевную и духовную жизнь человека, которому одному дано осознать расположение узоров на мощном ковре Вселенной, – эта попытка, на наш взгляд, удалась, и здесь «культурный шок» происходит даже не оттого, что в тексте сталкиваются полярно противоположные вещи, понятия, персоналии, а потому, что слишком близко поставлены отдельная, индивидуальная жизнь и парадигма бытийного множества:

Лампада лиры –

Ложь логоса

Лоском…

Льдом…

Медом…

<... > Храм хрупок хрустом

Хижин. Химеры.

Хазары хохотом

Харакири –

Хилость хурмы.

Холод.

Иной раз внутри верлибров пробивается, как нежный росток, робкая ритмика, сходная с античным гекзаметром, и четкость ритмической пульсации ярче подчеркивает задыхание, сомнение, надежду, что просвечивают в строках, на удивление простых и прозрачных (а автор на самом деле владеет всем образным спектром и может удивлять почти барочной насыщенностью стилистики):

Кидаешь в растопку все 

новые-новые чувства,

Ведь кажется, если их 

меньше, то можно 

простынуть и выстыть,

А так они, может, хоть 

как-то осветят дорогу,

Не факелом, так фонарем 

или просто огарком…

Понимаешь, почему книге дано такое название: капитолийская волчица – это и античный символ, и символ гораздо более древний, хтонический, прабиблейский (древнейшие семитские статуэтки изображали Лилит рядом с волком) – римская волчица, по преданию, выкормила братьев, один из которых, убив другого (и здесь всплывает мотив Каина и Авеля!), основал Рим и стал его первым владыкой. Любовь – такая же капитолийская волчица: она выкармливает нас – на смерть или на торжество, на царство или на отчаяние. И ее нежные сосцы в одночасье становятся каменными, бронзовыми – бессмертными.

Это книга о любви, как ни крути; назначение любой живой души – любить, и поэзия Горюновой полна этими любовными вечными мелодиями – нежности, слез, клятвы, борьбы, надежды:

Любить взахлеб, чтобы 

теряться в мире 

и становиться

И слепой, и зрячей – 

одновременно...

Ирина Горюнова пишет и поэзию, и прозу, и детские книги, и критику; ее жанровая «всеобъемлющесть» предполагает все же наличие единой образной лиги, что смогла бы связать разнородные элементы ее творческого «я». И такой лигой предстает скорее всего ее свободное поэтическое высказывание, в чьей сиюминутности, мгновенности кроются масштаб и космичность. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1117
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3041
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1715
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2063

Другие новости