0
3651
Газета Поэзия Интернет-версия

17.12.2015 00:01:00

Свобода слова

Тэги: поэзия, переводы, асар эппель, художник, лирика


люди
Мастер работы с текстом
Асар Эппель.
Фото Мариуша Кубика

Поэзия добирается до читателя самыми разными способами. Так, писатель и переводчик Асар Эппель (1935–2012) писал стихи всю жизнь, но печатал их очень мало и ни одной «взрослой» поэтической книжки так и не издал. Это сделал его друг – Вадим Перельмутер, и не зря.

Прежде всего потому, что в целом ряде стихов Эппеля происходит главное, что может быть в поэзии, – освобождение слова. Когда оно вырывается из тюрьмы букв, перелетает через ограду привычного смысла и начинает жить своей, ни от кого, в том числе от автора, не зависящей, яркой, удивительной жизнью. «День, опрометчив, как ребенок,/ Вбегал, раскинув руки, в сквер», «И скользко упирается дорога/ В шумящую трехсуточность дождя». И таких примеров можно приводить очень много.

В своих лучших стихах – «Исток», «Колыбель голубых голубей…», «Боязнь осы», «Молдаванка», «Бык весны», детских: «Отчего летают облака», «Уж», книжке «Шторм» – Эппель выступает прежде всего как художник – он рисует картинки:

В купальщиц голых втюрен

Шальной июль-кустарь,

Крошит в речную тюрю

Солнечный сухарь.

Во многих из этих картинок звучит и фонетическая мелодия. Которая не просто украшает стихотворение, но привносит в него главное – новые смыслы: «Колыбель голубых голубей –/ Гулкий город» или «…и кузнечик/ в полях/ перепиливал/ пыль».

Опытный переводчик, мастер работы с текстом, Эппель применяет в стихах самые разные – и довольно стандартные, и весьма изощренные – приемы. Когда, например, мгновенная смена ракурса не столько стимулирует читательское воображение, сколько подчеркивает авторское отношение к изображаемому:

Толченым кирпичом надраен

Заштатный месяц плыл в ночи.

Звенел латунный таз окраин

От обывательской мочи.

книга
Асар Эппель. Стихи /
Сост. и авт. предисл.
В. Перельмутер.
– Москва: ОГИ, 2014.
– 272 с.

Интересно, что Эппель при всей аполитичности его стихов предстает перед читателем все же советским поэтом. С неизбежной для каждого советского поэта деформацией сознания, трудно или отчетливо уловимой. Когда каждый нормальный (то есть по-настоящему откровенный) разговор с читателем – подвиг, такая деформация практически неизбежна. Личная храбрость автора влияет лишь на ее степень. «Но мы стараемся – сиречь/ Танцуем на плохих паркетах». Что касается самого Эппеля, это искажение, как правило, незаметно, но не почувствовать его нельзя. Оно почти исчезает, когда поэт поворачивается к этой ситуации лицом, как, например, в этих воспоминаниях о будущем:

Когда народ, по слухам 

богоносец,

Перекуют в народ-орденоносец,

Он первым делом 

настрочит доносец,

А значит, не безмолвствует

народ!

…или в этом универсальном рецепте для творческого человека в подобных обстоятельствах:

А ты не унывай

и встречи с палачами

не ожидай всю жизнь,

в окошко не смотри.

Пиши стихи. Гуляй.

И ощущай плечами

повадки воздуха…

Хорошо, что на стихотворной карте страны появилась точка под названием «Асар Эппель». Теперь, когда скучно, грустно и некому подать, можно хотя бы вспомнить:

Никифор Спиридоныч

Плошку

С остатком каши

Кинул в кошку!

Коту жена

Контужена

Остатками

От ужина!

Не отвечая на целый ряд серьезных вопросов (какова главная тема произведения? В чем его общественная польза?). Думая о том, что в русской поэзии чего только нет, а все пригодится, ничего не может пропасть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1262
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
953
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1141
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
746

Другие новости