0
2180
Газета Поэзия Интернет-версия

25.02.2016 00:01:00

Земля по кругу отбежала…

Тэги: поэзия, москва, экзистенциализм, постмодернизм, онтология, россия, достоевский


поэзия, москва, экзистенциализм, постмодернизм, онтология, россия, достоевский Пройдусь переулком вечерним...Фото Евгения Лесина

Мало кто из современных русских стихотворцев искренне «мучается вторичностью собственной и чужой», как Максим Замшев, автор тотальной по своему судьбоносно-мировоззренческому охвату книги, мучается, чтобы достойно обрести классическое, – сегодня, увы, всехалявно-бессознательное – право стать оригинальным отечественным поэтом, познавшим и «сладость бытия», и «горький сон» – «ничего» и «всего». Автор удивительным образом не скрывает свою исходную, обыденную «пустоту», аполлонически и вдруг преображающуюся в легкость выстраданного вдохновения, буквально преисполняющего Вселенную. И книга последовательно свидетельствует об этой основополагающей антиномии креационистского творчества. Об обретенной способности Замшева говорит своим художественным языком, органично переживая и модернизируя огромные культурные пласты: от античности до Юрия Левитанского и, скажем, Дебюсси: «Небо выдержало нагрузки,/ Даже трещины не дало./ Я последний свободный русский,/ Остальные ушли в стекло…/ Хочу оставить в наследство/ Каждому по огромному кирпичу./ Я – последнейший из последних,/ И это последнее, что я хочу».

книга
Максим Замшев.
От Патриарших до Арбата.
Избранные стихотворения.
– М.: У Никитских ворот, 2015.
– 272 с.

Так, творческое дерзновение свободы экзистенциально обуславливает «последнейшее» бытие как книжно-вторичного, так и «русского», выражаясь по-достоевски, «мальчика» с его брутально созидательной, незаемной «чудаковатостью» и «философичностью серьезного» смеха. Так, аутентично и цитатно преодолевается «абсолютизирующий» свою беспомощно-иронизирующую начитанность постмодернизм, и мы отдельно встречаем у автора всерьез оригинальное перечувствование, переосмысление известных до банальности афоризмов. В результате выходим на ключевую и архетипичную характеристику современной собственно оригинальности: ее амбивалентную целостность в свободном и изысканном исполнении Замшева, на его личный выбор самой эвристичной дизъюнкции «или»: и «тем», и «тут» – ее постоянной и тождественной противоречивости, ибо «все, что просто, у поэтов, рождает творческий простой». Что лейтмотивно квинтэссенционально для замшевской амбивалентной отличительности, так это ее экзистенциально-онтологическая и просто жизнеутверждающаяся «барочно» «по-ломоносовски» тоска: «Пройдусь переулком вечерним,/ Зардеются щеки домов./ Кто путь мне отныне прочертит,/ Кто выйдет на волю из снов?/ Не видно сияющих истин,/ Когда догорает жилье./ Сирень отцветает так быстро,/ Что ты не заметишь ее…»

Замшев придает своей амбивалентно синтезированной квинтэссенции и принципиально поколенческий исторический статус, когда «…безусых юнцов не война ожидает – тоска…/ Потеряешь себя, ничего не найдешь, кроме темных/ Уходящих на север забрызганных грязью дорог…» На поверку бытийно небытийная тоска, определяющая и по-блоковски атрибутивное для каждого поэта чувство пути, и вновь по праву оригинально вызывающее – с «дьявольским» «невозвращением» домой – к любимой, к себе – устало и чуть не умиротворенно книжному, к себе – озадаченному даже по-детски своим литературным призванием. Невозвращением к простым, точнее – однозначно-упрощенным смыслам, ибо все они «на цыпочках уходят по карнизам» – на «бесполезное дно бесполезных глубин» «после смерти моей, после смерти твоей…». Сурово хороши этой же безоглядной тональностью и стихи «Что мне Камю и Сартр…»: «Мы думали, что жизнь – всего лишь яблок вкус…/ Мы думали, что жизнь… мы думали, что смерть…/ Но оказалось – дождь и утреннее пьянство». Таким образом, замшевская тоска краеугольно становится эпатажно безумно антиномическим конформистом и по отношению к бытийности: жизнесмертия, и по отношению к ее непротиворечивой – лишь по-аристотелевски – нормальной обессмысленности. Вплоть до  креационистической тишины, которая сулит как раз амбивалентно-истинные смыслы, словом – не-смыслы. И не случайно поэт дает ей органично вызывающий эпитет «опаснейшая».

Настала пора выделить главную особенность замшевского творчества, тесно сопряженную с его онтологично сплинными «не-смыслами»: тот еще «последний из последнейших» откровенно эсхатологически исповеднический лиризм, не лишенный юродственно фарсовой противоположности «комедии точно без божества», «нарисованной спьяну страны»… Но акцент делается на объективной катастрофичности сегодняшнего … миропорядка ли?! Когда «Мы думали, что снег хотел/ Устроить белый карнавал/ А он летел, с небес летел/ И нас в лицо не узнавал»; когда «Земля давно по кругу отбежала» – «… в геометрическом коллапсе улетит неизвестно куда»; когда «На свет пробраться стало тяжелее,/ Ветра все однозначней и все злее»; когда «Кто-то черный в красном/ Жадно ждет беды», и когда «Всех томит отсутствие конца./ Бесконечность пострашнее смерти…» И – «Нечего больше рассказывать,/ Выбилась память из сил./ Кофе придется заказывать…/ Этот давно уж остыл». Так неслиянно смыкаются метафизические пути вселенского бесконечия российской истории и – «я», весомо-невесомое «я» «айсберга безумного» Максима Замшева. Смыкаются откровенно и «леденяще»: «Если же веришь в бессмертье души,/ Можешь на пальцы украдкой подуть».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1735
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4269
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2345
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2657

Другие новости