0
2062
Газета Поэзия Интернет-версия

25.02.2016 00:01:00

Заходите, субъекты…

Тэги: поэзия, афоризм, притча, философия


книга
Станислав Айдинян.
Механика небесных жерновов:
Стихи двух веков.
– М.: Гуманитарий, 2015.
– 424 с.

Ответственность поэта – старая тема, кажется, что доски ветхих пригородных дач пропитаны этой ответственностью, как дождем. И дачи кренятся под ответственностью поэта, и белесые рамы провисают на выржавленных петлях. Какова эта ответственность? Духовная, нравственная, гражданская? Можно сказать – эстетическая. Но что такое эстетическая ответственность? Ответственность подразумевает волю и свободу выбора. Эстетика подразумевает идеал. Станислав Айдинян по этому поводу высказал мысль: «Приближение вплотную к идеалу есть уничтожение того, кто или что приблизилось. Мы ведь состоим не только из положительных качеств…». Следовательно, ответственность поэта заключается в его самоуничтожении? У некоторых больших поэтов по крайней мере такая тенденция наблюдалась.

Йохан Хейзинга в трактате «Homo Ludens» («Человек играющий») доказывает, что конструирующим фактором самосознания человека является игра. Хейзинга обстоятельно исследует вопрос: исторически, психологически, культурологически и т.д. Однако в его знаменитой работе есть специфический недостаток. Хейзинга не играет сам, он не создает адекватного языкового пространства для своей концепции. В отличие, скажем, от Мартина Хайдеггера, который для своей философии присутствия создал особый философский сказ, посредством которого только и считал возможным исполнить поставленную перед собой философскую задачу.

Станислав Айдинян в своей книге проявляет именно игровую ответственность. Все знают по счастливому детскому опыту, и не только, насколько остра ответственность игры, насколько она принципиальна, насколько она на грани слез, восторга, негодования и безудержного смеха. Для поэтической игровой ответственности Айдинян находит соответствующий язык. Главное свойство этого языка его афористичность. Настоящий афоризм всегда проникнут игрой, пронизан игровой ответственностью.

Если плыть против течения книги и открыть ее ближе к концу, то обнаружится раздел афоризмов в чистом виде. Истинных афористов в истории мировой литературы немного, Станислав Айдинян принадлежит к их числу: «Нет такого храма, который человек не мог бы выстроить в себе, но нет и такого храма, который человек не мог бы в себе разрушить»; «Прошлое от будущего отделяет только сон»; «Разрушение – это созидание наоборот»; «В глубокой старости принято глубоко ошибаться»; «Человек – это сумерки Абсолюта»; «Сон к утру мелеет как река».

В стихотворной части сборника афоризмы обретают поэтические размеры: «У тех, кто на мели,/ Бывает гордый вид». Развернутый афоризм обращается в притчу.

Игровая ответственность самодостаточна. Всякая ответственность претендует на самодостаточность, но не всякая ответственность самодостаточна. Самодостаточность игровой ответственности в стихах Станислава Айдиняна подтверждается чудом фоновой тишины. Можно предположить, что музыка – за музыкой, в самой тишине, что за звуками. Гектор Берлиоз мечтал написать именно эту дивную тишину, свободную от шумов. Некоторые строки стоит только прочитать или произнести, чтобы удостовериться в их фоновой палитре ценной тишины: «Старик лукавый с именем ребенка,/ Он удит рыбу прямо из печали».

В каждом стихотворении Айдиняна есть в прямом смысле правила игры, игровая логическая формула. В цикле «Смехотворения» мы находим стихи, похожие на примитивные детские считалки: «Играют кошки в домино,/ Лиса сожрала крокодила;/ Слона отправили на мыло,/ А кенгуру ушло в кино». Здесь игровая формула доведена до наглядной элементарности. Но для всего сборника более характерны сложные игровые формулы. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
971
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
808
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
956
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
644

Другие новости