0
2092
Газета Поэзия Интернет-версия

03.03.2016 00:01:00

Верить не слезам, а сказкам

Тэги: поэзия, лирика, любовь, пейзаж, художник, италия


фото
Старомосковская элегия…
Фото Евгения Никитина

Принадлежность к столице для многих настолько стала синонимом превосходства, что название серии «Московские поэты», ненавязчиво вынесенное на скромную, но изящную обложку сборника Галины Щербовой «Вовремя», показалось неожиданным вызовом. Но в Москве, как в любом другом из отечественных краев, живут коренные поэты, которые считают этот город своим по праву рождения и по тому же праву переняли и сохраняют особый отпечаток, отмеченный еще два века назад Грибоедовым. Притом отнюдь не претендуя на исключительность и элитарность.

Этому городу, который то предстает большой коммуналкой, то в начале зимы «перемеряет белые обновки», в сборнике отведен специальный раздел. Вот «КамАЗы» вывозят снег с Арбата: «И чудится, что у грузовиков/ не кузова, а чайные стаканы,/ что белоснежный сахар облаков/ нам накололи к чаю великаны…» Вот по Большой Никитской под дождем бежит студентка в консерваторию: «Она смертельно влюблена,/ как все в апреле…/ Футляр со скрипкой за плечом/ блестит двустволкой…» Врываются в эту старомосковскую элегию, разумеется, и жесткие ноты: «…Но чтобы холод в сердце не проник,/ нет индивидуальных средств защиты…» Но пусть тлетворным весенним духом, проникающим в снеговые ноздри, парят свежекрашеные заборы – он обещает листву и проникает «мимо контролеров/ до дна метро большой Москвы…» А умные морды чугунных собак на станции «Площадь Революции», как это нынче водится, «натерты до блеска…/ горячей рукой мегаполиса». Слезам этот город не верит, а в сказки, стало быть, пожалуйста…

Впрочем, похожее внимание к Москве можно встретить и у тех, кто «понаехал». И, поскольку от подробных рассказов о себе, судя по авторской справке и результатам поиска в Интернете, Галина Щербова принципиально воздерживается, на ее собственно московское происхождение в том же разделе сборника намекает разве что зарисовка из детства: «…с балконов мы смотрели друг на друга/ в предчувствии последнего звонка.../ Но, к поцелую двигаясь на ощупь/ в потемках парка, в липовой пыли,/ мы не смогли забыть про эту площадь./ И никогда ее не перешли…»

книга
Галина Щербова.
Вовремя:
Стихотворения.
– М.: У Никитских ворот, 2015.
– 84 с.
(Московские поэты)

Так что особенность, отличающая стихи этого автора, на мой взгляд, все-таки в другом. И ключевой фразой представляется такая: «…Я помню все, – но не когда и кто, –/ а цвет стены, фактуру небосвода…» Дело даже не в том, что стихотворение, в которое влита эта фраза, повествует о выезде на экскурсию, обернувшуюся пленэром: «…Началом ноября/ кропило небо рыхлую бумагу./ Уйдя от всех к заросшему оврагу,/ я рисовала вид монастыря…» Художника, который решил дополнить палитру и кисти словом, в авторе подтверждают и многие другие стихи.

Впечатление живописной выставки создавал уже сборник 2013 года «Сто стихотворений» – четвертый в библиографии автора, но первый, дошедший до моих рук. Посему и рожденная «Вовремя» ассоциация не оказалась неожиданностью. Основу еще одного раздела этой новой выставки несколько вопреки его названию – «Такой портрет» – составляют этюды. Гром среди ясного неба напоминает звучание передвигаемой мебели. Гроза уходит, отмахиваясь молниями и забывая «стук звонких капель о дно подставленного таза». А вот – это уже из другого раздела «Перламутровый сор» – пейзаж зимней метели с целым набором ярких примет: «…Трясет деревья ветер что есть сил –/ как продавец букеты на продажу…/ Борта пальто срываются с петель./ Все в белом порошке, как наркоманы…/ Снег сбрасывают с крыш, и как вуаль,/ он плавно расстилается по миру…»

Слово у Щербовой, однако, не просто дополняет краски, но и вполне поэтически само работает как инструмент, постепенно, слой за слоем, не рисуя даже, а раскрывая, например, женский портрет: «…девушка в тени святого храма/ с книгой примостилась на скамейке.../ Девушка склонилась над Псалтырью,/ пряча взгляд рассеянно-нездешний…/ Юная монахиня на лавке/ душераздирающе смиренна…» Слово позволяет написать движущуюся картину метаморфоз закатного облака: «…Будто начерчено мелом/ на небосводе крутом./ Выросло, залиловело/ и оказалось китом…/ Но на востоке, как рана,/ света взведенный курок, –/ в чреве у левиафана/ Облако-единорог…» И оно же в едва ли не аксаковскую или некрасовскую элегию об ожидании охоты на птиц – «…Покуда охота не разрешена,/ бескровно течет бытие…/ Несут из некосов его сеттера/ репьи на ушах и груди…» – привносит гумилевские и одновременно сегодняшние жаргонные отголоски: «Покинули юзеры озера чат…» А следом – и вовсе веселая игра со словами и цитатами: «…Комар меня поцеловал в плечо/ и отдал жизнь за чудное мгновенье…»

Заграница, впечатления от которой собраны в разделе «Лавка ароматов», вообще, наверное, склоняет к символике. Или вдали от Отечества, тем более на солнечном юге, где краски гораздо более контрастны, зрение и мысль становятся острее, а слог – лаконичнее. «…Тут неизвестны радость и веселье,/ все проклинают тяжкое житье./ Тут женщины подмешивают зелье/ в объятья, поцелуи и питье./ По-колдовски безмолвны и суровы./ И угли глаз. И чернота волос…» – из итальянских картин автора, которые напоминают о традиционных путешествиях и полотнах русских академических живописцев. Впрочем, в заглавном стихотворении раздела скорее слышатся отголоски Цветаевой или Вертинского: «…сказала: «Дайте… фимиам!»/ Он дал мне ладан…» Однако и в такой, приподнятой на котурны Италии едва ли не обязательный для культурного человека монотонный обход достопримечательностей прерывается вполне случайной, хотя и тоже не раз, но по-другому описанной в литературе, встречей:

…минуты две

мы целовались весело и жарко

под быстрыми стрижами 

в синеве,

смеясь, шепча бессмысленно 

и скоро.

И я в Кортоне словно не была.

Не видела могилу Пифагора,

ни башни, ни собор, 

ни купола…

Вот и нам теперь в Кортону придется наведаться самим – а до тех пор нести в себе не эту синеву даже, а ее отсвет, запечатленный художником и поэтом. Вместе со всеми иными отзвуками и чувствами, которые рождает-передает творчество каждого из живописцев, вместе с нами переживающих доставшееся нам время. Камерно это творчество или монументально, целенаправленно или случайно зашли мы на его выставку, такая встреча – всегда вовремя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2347
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5184
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2876
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3321

Другие новости