0
6540
Газета Полемика Интернет-версия

09.10.2015 00:01:00

Избежать шапкозакидательства

Правда и вымыслы о немецком летчике Хартмане

Юрий Юрьев

Об авторе: Юрий Васильевич Юрьев – ветеран Вооруженных сил (Войска ПВО страны), подполковник запаса.

Тэги: история, хартман, германия, ввс, сша, англия, кожедуб, сталин, ссср, ме 109


история, хартман, германия, ввс, сша, англия, кожедуб, сталин, ссср, ме 109 Гауптман Эрих Хартман со своим командиром майором Герхардом Баркхорном за изучением карты. Фото 1944 года

В одном из недавних выпусков «НВО» был опубликован материал, в котором, на мой взгляд, содержались не совсем корректные высказывания одного из наших прославленных маршалов авиации по поводу немецкого летчика Эриха Хартмана, хорошо известного во всем мире как абсолютный рекордсмен по числу сбитых самолетов противника. Покопавшись в доступных мне отечественных справочных изданиях, я не нашел внятных ответов на интересующий меня вопрос, поэтому обратился к зарубежным источникам (Интернетом в подобных случаях принципиально не пользуюсь).

ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА ОКЕАНА

Вот передо мной изданный в Англии в 2001 году и переизданный в 2003 году в Индии не очень объемный труд «Кто есть кто в войнах XX века». Автор – Спенсер Такер (Spencer C. Tucker. Who’s who in twentieth-century warfare). На странице 131 нахожу нужную фамилию и читаю: «Хартман Эрих (1922–1993), офицер германских ВВС. В 1930-х годах увлекся планеризмом и после окончания гимназии поступил на службу в люфтваффе. В марте 1942 года закончил школу летчиков-истребителей в Зербсте и был произведен в офицеры. Направленный на Восточный фронт в августе 1942 года, он к концу войны имел зафиксированные в своих летных документах более 1400 вылетов и 352 сбитых самолета, что является высшим показателем в истории воздушной войны. Семь раз совершал вынужденную посадку, однажды (август 1943 года) был взят в плен, но бежал и вернулся в расположение немецких войск. Большинство из его побед одержаны в боях с русскими, однако ему довелось недолго повоевать и в Румынии, где он сбил пять американских истребителей «Р-51» «Мустанг». В конце войны он был передан русским и, выйдя в 1955 году из заключения, поступил на службу в ВВС ФРГ, из которых уволился полковником в 1973 году».

В этой же книге есть сведения и про нашего прославленного летчика-истребителя Ивана Никитовича Кожедуба (1920–1993), причем ему отведено на восемь строк больше, чем Хартману.

Поскольку книга написана профессором военной истории Вирджинского военного института (г. Лексингтон, штат Вирджиния, США) и издана в Англии, то большую часть из ее более чем 1000 статей занимают – чему тут удивляться – англо-американские военные и государственные лидеры, общественные деятели и изобретатели. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в ней представлены видные военные и государственные служащие других стран, в том числе, помимо И.Н. Кожедуба, и наши военачальники и государственные деятели как дореволюционного, так и советского периода, такие как: М.В. Фрунзе, генералиссимус И.В. Сталин, маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, М.Н. Тухачевский, К.К. Рокоссовский, Д.Ф. Устинов, Ф.И. Голиков, В.И. Чуйков, адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков, маршалы бронетанковых войск П.А. Ротмистров и Я.Н. Федоренко, генералы М.М. Попов, А.И. Антонов, С.В. Ильюшин, И.И. Федюнинский и т.д. В связи с этим у меня нет оснований не доверять названному выше источнику.

Есть еще одна книга, на которую мне хотелось бы сослаться, она называется «Лучшие летчики-истребители Второй мировой войны». Автором этой книги является Р. Джексон (R. Jackson. Fighter aces of World War II). Причем в книге, изданной в Великобритании в конце 1970-х годов, эпиграфом поставлены слова Ивана Кожедуба: «Выберите для себя в качестве образца человека, который великолепно делал свое дело, и следуйте его примеру всю свою жизнь». В данном труде рассказывается о 14 лучших асах Второй мировой войны, в том числе о Хартмане и о Кожедубе. В книге приводится много интересных подробностей о немецком летчике и люфтваффе, и я, отнюдь не желая пропагандировать достижения нацистов, не могу не привести некоторые из них. Так, в августе 1943 года в небе над Донбассом самолет Хартмана был подбит и он совершил вынужденную посадку на территории, контролируемой советскими войсками. Летчика коротко допросили и под конвоем на грузовике отправили в тыл. Он, однако, воспользовался благоприятным моментом, возникшим при налете немецкой авиации, затеял драку с конвоиром, выпрыгнул из грузовика и бежал, прячась в засеянном подсолнухами поле; потом он перешел линию фронта и вернулся в свою эскадру.

Осенью 1943 года на счету Хартмана было 150 сбитых самолетов, и он стал известен по обе стороны линии фронта. Германская пропаганда часто упоминала его имя в своих передачах, его фото печатались в газетах наряду с фото других асов его эскадры (JG-52). Нашим военным он был известен как Карайя-1 – по позывному, который немецкий летчик использовал в радиообмене, а позже получил прозвище Черный черт. Утверждается, что советским командованием была учреждена даже награда в 10 000 рублей любому, кто собьет Хартмана. Нос «Мессершмита», на котором летал Хартман, украшал характерный рисунок, выполненный черной краской. В книге указывается, что якобы как только летчики противника поняли, что летчик, который летает на этом самолете, является тем самым Карайя-1» и Черным чертом, они стали демонстрировать усиленное нежелание вступать с ним в бой. Хартману пришлось закрасить рисунок, и его Ме-109 стал неразличимым среди других самолетов. Результат был потрясающим – в январе и феврале 1944 года он сбил 50 самолетов всего за 60 дней…

Свою последнюю победу Хартман одержал в небе над Брно (Чехословакия), сбив советский Як-11, а через несколько часов он и личный состав его части сдались в плен бронетанковой части ВС США, однако позднее они все были переданы советскому военному командованию. Хартман отсидел 10 лет в советских лагерях и вернулся в ФРГ в 1955 году.

ПОБЕДЫ БЫЛИ НЕ ЛИПОВЫМИ

В приведенной выше книге особо подчеркивается, что поразительные результаты, достигнутые немецкими летчиками в боях на советско-германском фронте, стали возможны благодаря двум важнейшим факторам: отсутствию опыта у рядового и сержантского летного состава советских ВВС (за исключением хорошо обученных гвардейских истребительных авиаполков, которые действовали превосходно) и тому факту, что большинство немецких летчиков на протяжении почти четырех лет непрерывно, за исключением коротких перерывов на отпуск, находились на Восточном фронте. В итоге по мере накопления опыта Русский фронт стал «счастливой охотничьей площадкой» для немецких летчиков, многие из которых именно здесь стали асами…

Сам Хартман давал достаточно простое объяснение своего поразительного успеха: «В воздухе я опасался больших и незнакомых факторов, в моем мире чувств облака и солнце были ненавистью и любовью. Сегодня я уверен, что 80 процентов моих противников не подозревали о том, что я нахожусь где-то рядом, до того момента, пока я не открывал огонь. В этом плане мои воздушные бои были быстрыми и простыми. Но один фактор всегда работал в мою пользу больше остальных. Я обнаружил, что могу видеть самолеты противника гораздо раньше, чем мои товарищи, – временами на несколько минут раньше их. Это не было результатом опыта или приобретенного навыка, а тем преимуществом, которое мне было дано с рождения. Мое правило для воздушного боя таково – летчик, который первым увидел своего противника, уже наполовину победил»…

Вот, собственно, и все про Хартмана.

Очень не хочется, чтобы у нас опять возникли шапкозакидательские настроения и пренебрежение к противнику. В Великую Отечественную войну с нами дрался сильный, умелый и коварный враг, который за три месяца боев дошел до Москвы, а РККА в первый год войны потеряла несколько миллионов убитыми и пленными. Сегодня ситуация на наших границах весьма похожа на предвоенную, с той лишь разницей, что тогда был Советский Союз, а теперь Российская Федерация. Но и тогда и теперь мы остались один на один с превосходящим нас противником, и рассчитывать следует только на себя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков: "Крокодил" не смог "съесть" Мугабе сразу и целиком

Константин Ремчуков: "Крокодил" не смог "съесть" Мугабе сразу и целиком

1
793
Германия между коалиционными переговорами и новыми выборами

Германия между коалиционными переговорами и новыми выборами

Владислав Белов

«Ямайские» консультации о будущем правительстве провалились

0
926
В Германии не удалось сформировать новое правительство

В Германии не удалось сформировать новое правительство

Олег Никифоров

Немецкие либералы вышли из переговоров о создании коалиции с ХДС/ХСС и зелеными

1
1299
Трамп намерен преодолеть последний законодательный рубеж

Трамп намерен преодолеть последний законодательный рубеж

Евгений Пудовкин

Реализация налоговой реформы президента увеличит шансы республиканцев на следующих выборах

1
1133

Другие новости

Загрузка...
24smi.org