0
1057
Газета Полемика Интернет-версия

18.09.1999 00:00:00

Заметки этнического русского

Владимир Кузнецов

Об авторе: Владимир Михайлович Кузнецов - вице-президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, член Центрального совета ВОПД "Духовное наследие".

Тэги: Рогозин, политка


ДМИТРИЙ РОГОЗИН с помощью интервью "России предстоит большая политичекая чистка" рисует контуры своей предвыборной платформы не только для предстоящих парламентских выборов, но и для последующих, президентских. Судя по тексту, он человек образованный, честолюбивый, способный четко и ясно выражать свои мысли. И многие из них мне импонируют.

Но скажу о другом.

Начну с президентских амбиций соискателя. На прямой вопрос корреспондента "Готовы ли вы взять на себя ответственность за судьбу страны?" наш герой прямо и отвечает: "В будущем, возможно". И пусть никого не смущает мягкое "возможно". Здесь обращу внимание на то, что человек, "готовый взять на себя ответственность за судьбу страны", не может не знать - специалисты-аналитики (например, Виктор Кувалдин, "Блеск и нищета президентства", "НГ", 24.03.98), опираясь на мировой опыт, убедительно доказали контрпродуктивность президентской формы правления вообще, а у нас в особенности. Допускаю, что мнение специалистов для соискателя - не указ. А как быть с гипертрофированными полномочиями, закрепленными в Конституции образца 1993 года специально для ныне действующего президента? Ведь они стали прямой угрозой стабильности общества! Что, придя к власти, Дмитрий Рогозин намерен нынешнюю политическую систему оставить в первозданном состоянии? Судя по интервью, нет даже намека на ответ. Значит, претендент считает, что его личность сильней системы, что теперешние беды проистекают не от уродливости политической системы, а от глупости всенародно избранного и его окружения?! А вот он при той же системе сделает все гораздо лучше!

Дмитрий Рогозин продолжает демонстрировать уверенность в собственных силах, и когда дело касается выхода из экономического тупика, в который оказалась загнанной страна. Все очень просто: "Прекратить жить в долг". И еще: "Рабочие должны работать на производстве... Крестьяне... должны пахать землю, а не торговать "сникерсами" на железных дорогах... Учителя учить, дети - учиться, военные - бряцать оружием..." Так и хочется спросить: "Как, с помощью каких рычагов, механизмов или хотя бы парадигм все это можно осуществить?" Дмитрий Рогозин: "Приостановить интеграцию в мировую экономику и падение производства". И еще: "Отменить итоги приватизации "по Чубайсу" с помощью национализации и законов". И то хорошо. Здесь хоть и в общем виде, но указываются некоторые механизмы. Все. Потому что для Дмитрия Рогозина вопросы изменения порочной политической системы, пагубного экономического курса - не главные.

"Главный политический вопрос сегодня, - утверждает Дмитрий Рогозин, - русский..." Гипотетический вождь, кроме этого, позволяет себе перед целой нацией ставить задачу: "Политическая задача нации идентифицировать себя в соответствии с национальной традицией, собственной историей, верованиями, географическим положением, климатом". Идентифицировать - значит отождествить какой-либо субъект (у Рогозина в качестве такого субъекта выступает русская нация) с каким-либо объектом, образцом. Стало быть, Дмитрий Рогозин предлагает нации отождествиться с климатом, географическим положением, историей... Сходу не понятно: нужно ли это самой нации, а если и нужно, то все же, что имеется в виду конкретно, и каковы механизмы этой, с позволения сказать, идентификации? Попытаемся найти ответы в тексте интервью.

"Мы, - заявляет Дмитрий Рогозин, - политическая организация, отстаивающая фундаментальный вопрос: национальные интересы русских как нации государствообразующей". Чтобы не забыть, сразу задам соискателю несколько вопросов: 1. Что такое "национальные интересы русских"? 2. Из каких конкретно составляющих складываются "национальные интересы русских"? 3. Что такое "государствообразующая нация"? 4. "Государствообразующая нация" должна идентифицировать себя с другими нациями, входящими в Государство Российское, или громко заявлять, а затем и в соответствии со званием отвоевывать некие привилегии?

Судя по тексту интервью, для Дмитрия Рогозина понятие "государствообразующая нация" - синоним понятия "титульная нация". И он вполне бы мог применять понятие "титульная нация" для русских в масштабах всей Федерации только лишь с той разницей, что для "титульной нации" в рамках той или иной республики привилегии заказаны, а для "титульной нации", то бишь "государствообразующей нации", такие привилегии строго обязательны. Если изначально нечто подобное признать в качестве даже концептуального императива, то в таком случае ничего не остается делать, как наполнять этот пока мыслительный императив материальным содержанием. То есть технически осуществить идентификацию русской нации с географическим положением... Таким образом можно далеко зайти и даже заблудиться.

Начнем с так называемых национальных интересов страны и нации. Уясним значение понятия "нация" (от лат. natio - племя, народ): историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера. Из определения видно, что основные различия между нациями заложены в таких пластах или элементах, как ЯЗЫК, КУЛЬТУРА И ХАРАКТЕР. Но каждый человек, помимо названных, имеет еще и множество иных структур, а именно: генетический код; способности; потребности; ценностные ориентации; качества личности; уровень знаний, умений и навыков, объединяемые понятием "опыт"; профессиональное мастерство... Да, у каждого человека разный уровень способностей, профессионального мастерства, потребностей. Но эти различия лежат не в плоскости национальной принадлежности. А кто сказал, что различия национального языка, культуры, характера только разъединяют? Разве они не являются предметами взаимного обогащения, освоения, а на этой основе - и экономического процветания той или иной нации в ходе производства соответствующих товаров и услуг. Но это тема отдельного серьезного разговора.

еперь о "национальном" и "государственном". Обратившись к словарям, нетрудно выяснить, что эти понятия вполне коррелируются. Отсюда "интересы национальные" - это скорее интересы государственные, интересы страны, государства в целом, нежели интересы какой-либо отдельно взятой, пусть даже титульной, нации. И умные правители государств, сообществ, отстаивая национальные интересы страны, часто идут на конфликты. Но эти конфликты направлены "во вне", а не "во внутрь" страны, тем более не на провоцирование противостояния населяющих страну наций.

Посмотрим на проблему с позиций отдельно взятой личности, абстрагированной от ее принадлежности к той или иной национальности. Попытаемся взглянуть на личность как на центр мироздания, как на некую сложную систему структур, свойств и качеств. Известно, что в основе отдельно взятой личности лежат: во-первых, амбивалентность души и тела, физического и духовного, а во-вторых - некий генетический код, генетическая база, которая даруется любому человеку предками, природой. Богом... В основе этой генетической базы заложены задатки и способности человека, которые впоследствии раскрываются (или не раскрываются) в процессе деятельности. Деятельности физической и творческой. Как правило, всякая деятельность стимулируется разнообразными (тоже физическими, материальными и - духовными) потребностями. Степень удовлетворения потребностей зависит от степени умения - на основании постоянно совершенствуемого профессионального мастерства - производить, а затем и потреблять самому производителю как можно большее количество качественных товаров и услуг или, как сейчас модно говорить, готового для продажи продукта. Но, родившись, человек не может сразу производить. Он должен подрасти и этому научиться. И чем учеба его окажется эффективней, тем он сам и общество, страна, в которой он живет, получат большую отдачу. То есть научиться производить, вообще обучиться - это не только забота отдельно взятой личности, но всего общества, государства, ибо и оно от степени профессионального мастерства и просто обученности отдельной личности получает приличные дивиденды. Но и это тема отдельного разговора.

Сейчас важно зафиксировать еще и мысль о том, что отдельно взятый человек ограничен в своих возможностях производить "как можно большее количество качественных товаров и услуг". Чтобы снять эти ограничения, он объединяется в контактные группы, артели, коллективы, фирмы, сообщества для корпоративной, то есть совместной деятельности. Подобные объединения цементируются еще и общей, более мощной, государственной структурой. Отдельно взятой личности, контактной группе, государственной структуре условно соответствуют и формы собственности: личная или частная; кооперативная или коллективная; государственная. Указанные формы не существовали вечно, а образовались для более эффективного производства товаров и услуг и в конечном итоге - для удовлетворения возрастающих и расширяющихся человеческих потребностей. Именно человеческие потребности удовлетворяются все расширяющимся спектром товаров и услуг. То есть в центре расширенного воспроизводства стоит сначала отдельный человек, затем контактная группа, государственное объединение. Государство, как правило, берет в свои руки управление системообразующими крупными отраслями народного хозяйства и продвижение готового продукта данной отрасли на мировых рынках. Но другой, не менее важной функцией государства является продвижение на мировых рынках товаров и услуг, производимых в стране кооперативными и частными товариществами. И не только пропагандой и рекламой. А реальной финансовой и иной мощной поддержкой. В результате чего производимый таким образом товар становится дешевле и идет вне конкуренции среди таких же частных производителей, но не поддерживаемых своими государствами. Таким образом, амбивалентность в процессе производства товаров и услуг - наилучшим образом влияет на более эффективное развитие производства и может стать одним из способов вывода страны из кризиса.

Вот на каком поприще могут проявлять себя руководители того или иного государства для развития "национальных интересов" страны как в целом, так и в равной степени для каждой, отдельно взятой нации. Подчеркиваю, в равной степени для каждой нации, а не с привилегиями для титульной. В этом случае каждая личность той или иной проживающей на данной территории нации получит лучшие возможности для раскрытия заложенных Богом или природой способностей, а на этой основе сможет способствовать продвижению страны к процветанию. При этом роль каждой отдельной нации будет заключаться в том, чтобы обогатить другую нацию теми или иными чертами своего характера, культуры в первую очередь через изучение языков. А это целая производственно-товарная индустрия, которая опять же пойдет во благо как отдельным личностям и национальностям, так и государству в целом. Но как осуществить это в нашей стране? Поиском ответа на этот вопрос призвано, как мне кажется, заняться каждое предвыборное объединение, каждая политическая партия, а не поиском национальных врагов.

лЯ затравки этим партиям и объединениям, а в первую очередь для КРО, можно было бы предложить следующее. Пренепременное сокращение как номенклатуры налогов и платежей, так и снижение уровня самих налогов.

Поэтому представляется целесообразным: 1) осуществить постепенный переход от множества удушающих налогов и других обязательных платежей к трем-четырем посильным платежам, которые налоговые и финансовые органы будут "расщеплять" с использованием программно-компьютерной техники и канализировать по направлениям бюджетных расходов, а также в пенсионные и другие фонды; 2) положить в основу экономической деятельности людей, предприятий и отраслей принципы самодеятельности (творческой предприимчивости) и самоокупаемости; 3) освободить от налогов представителей "малого бизнеса", если их труд обеспечивает лишь их прожиточный минимум; предельно упростить финансово-бухгалтерскую отчетность, сведя ее, образно говоря, до элементарной "амбарной книги" (Юрий Лужков); 4) отказаться от взгляда на так называемые непроизводственные отрасли, а особенно на образовательную, как на бюджетных иждивенцев. Напротив, мировой опыт убедительно доказывает тот непреложный факт, что те страны, мудрые правители которых способствуют, чтобы в их странах больше средств вкладывалось в образование, а следовательно, в ребенка, в отдельную личность, имеют мощные тенденции к процветанию. Повторюсь: инвестиции в человека - самые выгодные и окупаемые. Но инвестиции не в национальность человека, а в его способности созидать и творить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
739
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
417
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2603
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2044

Другие новости