0
1026
Газета Полемика Интернет-версия

13.11.1999 00:00:00

Каждый выживает в одиночку?

Владимир Шевченко

Об авторе: Владимир Петрович Шевченко - начальник Главного управления двустороннего сотрудничества с Российской Федерацией, Беларусью и Молдовой Министерства по внешним экономическим связям и торговле Украины.

Тэги: Украина, экспорт, торговля


ОБЩЕИЗВЕСТНО, что главным торговым партнером Украины в течение всего времени ее существования как независимого государства является Россия. Ее доля в товарообороте Украины неизменно составляет около 40%.

Последовавшие с августа 1998 г. инфляционные процессы, потрясения банковских систем, усугубившие проблему неплатежей, не могли не отразиться на двусторонних экономических отношениях. Так, в 1998 г. уменьшение объема товарооборота в сравнении с 1997 г. составило 17,1%.

Увы, указанная тенденция сохраняется и в этом году. По итогам трех кварталов текущего года товарооборот Украины с Российской Федерацией оказался на 20% меньше, чем в аналогичный период 1998 г.

Учитывая дух стратегического партнерства, зафиксированного в "широкомасштабном" межгосударственном договоре, который был подписан президентами России и Украины 31 мая 1997 г., восстановление, а затем и увеличение двустороннего товарооборота должно быть стратегической задачей наших министерств торговли. Отсюда и тот интерес и, к сожалению, те вопросы, которые возникли при чтении статьи Миланы Давыдовой "Министр торговли Михаил Фрадков встал на защиту отечественного производителя".

Да, безусловно, выход, или, правильнее, продвижение национальных товаропроизводителей на внешние рынки, - одна из первоочередных и важнейших задач каждого государства, особенно формирующего свою экономику на новых началах. Но когда говорится о том, что "российская торговая политика должна стать более агрессивной", что истолковывается как отказ от односторонних уступок в отношении доступа товаров и услуг из стран СНГ на российский рынок, то поневоле возникает вопрос: до какой степени может дойти эта "агрессивность"? Неужели Россия, мощная торговая держава, из великодушия или других сугубо гуманных соображений позволила своим торговым партнерам по СНГ добиться односторонних уступок в торговле?

Дальше - больше. Оказывается, "среди стран СНГ наиболее протекционистскую политику по отношению к российскому экспорту проводит Украина", которая - ни много ни мало - "создала законодательную базу по ограничению свободной торговли". И здесь возникает необходимость расставить все на свои места.

Тот, кто следит за развитием украинско-российских торгово-экономических отношений, воочию убедился, что правительством Украины не было принято ни единого документа в области внешнеэкономической деятельности, который бы вводил меры тарифного или нетарифного регулирования только по отношению к России. Нормы и требования тех нормативных актов, которые принимаются в этой области, относятся ко всем странам, с которыми торгует Украина, - в отличие от некоторых решений правительства РФ, не распространяющихся на государства - члены Таможенного союза.

Приведенное в статье перечисление мер ограничения режима свободной торговли, якобы имеющих место со стороны Украины, свидетельствует, к сожалению, о полном незнании фактического состояния дел.

Например: разве в России нет сертификации товаров, в том числе и импортных? Разве не российская сторона установила с 15 августа 1998 г. дополнительную

3-процентную пошлину еще до того, как Украина ввела (причем временно, с 1 июля по 31 декабря 1999 г.) 2-процентный дополнительный таможенный сбор? Вопрос об отмене взимания ввозных пошлин и НДС с российских подакцизных товаров и товаров повышенного спроса был решен еще в сентябре 1998 г., и это неоднократно доводилось до сведения Минторга РФ. Введение минимальной таможенной стоимости на ряд товаров (кстати, этот перечень поэтапно сокращается) не распространяется на российские товары, так как в соответствии с межправительственным Соглашением о свободной торговле, подписанным 24 июня 1993 г., стороны взаимно не взимают ввозные таможенные пошлины.

Что касается претензий по нормативно-правовым актам, то проведенный в свое время тщательный анализ названных российских перечней показал, что лишь 4 из них можно считать косвенными регулирующими актами в области торговли, однако фактическое их влияние крайне незначительно.

Причем, к сожалению, так случилось, что за "ловлей блох" не приметили главного. Ведь даже упомянутые выше 4 нормативно-правовых акта не идут ни в какое сравнение с теми действительно серьезными ограничительными мерами, которые вводятся российской стороной в одностороннем порядке и зачастую именно против украинских товаров - вопреки существующей договорно-правовой базе и в первую очередь Соглашению о свободной торговле.

Так, в 1996 г. только для украинских товаров был введен импортный НДС с сохранением при этом экспортного НДС на российские товары, в результате чего украинские товары на российском рынке подорожали на 20%. В 1997 г. сахар был в одностороннем порядке выведен из режима свободной торговли; Украина, традиционный поставщик, теряет на этом в товарообороте почти полмиллиарда долларов в год. В 1998 г. установлена 3-процентная дополнительная импортная пошлина, увеличены в 3 - 4 раза ставки железнодорожных тарифов на экспортно-импортные перевозки, произошло обвальное падение товарооборота из-за августовского кризиса. В 1999 г. полностью запрещен импорт спирта, введены импортные пошлины на сахар, патоку, экспортные пошлины на целый ряд товаров, в том числе энергоносители, приняты "драконовские" меры по фактически двойной предоплате импортных контрактов.

А далее - судите сами. При экспорте в страны СНГ российские товары облагаются экспортным НДС, т.е. фактически страны СНГ вынуждены на 20% переплачивать за российскую продукцию.

Достаточно проанализировать выполнение именно российской стороной последних протокольных решений заседания смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству и подкомиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, чтобы констатировать, что принимаемые на высоком уровне решения фактически не выполняются.

На четвертом заседании смешанной комиссии в ноябре 1998 г. была достигнута договоренность о взаимном снижении ставок железнодорожных тарифов на перевозки красноярских бурых углей по территории Украины и украинской соли - по территории России. Прошел год. Практически не было переговоров, на которых этот вопрос не поднимался бы. Итог: еще в 1998 г. Украина снизила тарифы на перевозку углей на 64%, а Россия снизила тарифы на перевозку украинской соли "аж" на 7%. И это при том, что транспортная составляющая в цене украинской соли доходит до 75%!

В течение 1999 г. Министерство по внешним экономическим связям и торговле Украины, учитывая неудовлетворительный ход выполнения решений смешанной комиссии и прогнозируя дальнейший спад взаимной торговли, неоднократно инициировало проведение очередного заседания подкомиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, но не находило поддержки у российской стороны. Лишь накануне встречи глав правительств России и Украины в августе этого года удалось провести очередное заседание подкомиссии.

6 октября 1999 г. Верховная Рада Украины приняла закон о ратификации Соглашения о создании Зоны свободной торговли. Россия также присоединилась к этому соглашению и к протоколу о создании Зоны свободной торговли. Однако период, прошедший после подписания указанного протокола, ознаменовался рядом новых постановлений правительства РФ о введении экспортных пошлин на энергоносители и сырье, причем все это применяется и к Украине, несмотря на установленный межправительственным соглашением режим свободной торговли.

Помимо этого, в проект бюджета на 2000 г. закладываются те же принципы налогообложения, которые были в 1999 г., что идет вразрез с подписанными документами о Зоне свободной торговли. А потеря времени в этом главном вопросе со стороны важнейшего участника реализации Зоны свободной торговли может свести на нет усилия всех государств - участников СНГ.

Неизменная позиция Украины заключается в том, что в области внешнеэкономической деятельности действия сторон должны носить скоординированный характер, принимаемые меры тарифного и нетарифного регулирования не должны ущемлять интересы традиционных торговых партнеров; политика "выживания в одиночку", по нашему мнению, не является перспективной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3249
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1841
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2165

Другие новости