0
909
Газета Полемика Интернет-версия

08.04.2000 00:00:00

Губернаторы и наука

Анатолий Эпштейн

Об авторе: Анатолий Семенович Эпштейн - член Научного совета по территориальной организации общества при президиуме Русского географического общества.

Тэги: губернатор, реформа


В "НГ" ОПУБЛИКОВАНО письмо Михаила Прусака, Евгения Савченко и Олега Богомолова "И власть, и экономика, и президент на 7 лет".

Сам факт активного вмешательства губернаторов в процесс реформирования России можно только приветствовать - ведь именно они самым непосредственным образом ощущают недостатки, которые присущи современной системе государственного управления. Авторам удалось подняться над либерально-монетаристскими штампами и создать документ, на основе обсуждения которого можно выйти на действительно оптимальную стратегию совершенствования управления страной. Они очень четко отмечают болевые точки современного хозяйственного механизма, начиная с местного самоуправления и кончая оборотными средствами и банками. Письмо тем более актуально, что в современной России общественное мнение поляризовано по трем основным вопросам - экономическая роль государства; местное самоуправление; частная собственность вообще и на землю в особенности.

Но авторы в соответствии с принципом прагматизма повторяют традиционную ошибку - они не формулируют ни свои исходные положения, ни тот критерий эффективности, с помощью которого можно сравнивать предлагаемые идеи с другими, ни те условия, которые необходимы для реализации выбранного критерия. Складывается впечатление, что губернаторы стремятся (и, с моей точки зрения, совершенно правильно) к оптимальному сочетанию государственных и рыночных механизмов и к переводу экономической политики с финансового на интегральный критерий эффективности (то есть минимум потери национального богатства при обеспечении оптимального соотношения между денежной массой и тем объемом пользующихся спросом товаров и услуг, который может быть получен на основе имеющихся основных фондов). Но такой - или подобный ему - критерий в письме не сформулирован и не противопоставлен монетаристским критериям.

Можно согласиться с авторами письма, когда они говорят о необходимости создания жесткой вертикали исполнительной власти сверху донизу и такой же жесткой вертикали управления государственной собственностью, а также о том, что следует ввести запрет на приватизацию добывающих отраслей. Вполне обоснованны, хотя и крайне недостаточны, их предложения по поддержке производства, развитию заготовок и переработки сельскохозяйственного сырья, проведению кредитной эмиссии и освобождению инвестиций в производство от всех видов налогов, включая таможенные пошлины, по государственной монополии, в том числе во внешней торговле, по системе взаимозачетов и реформированию банковской системы.

В то же время наряду с очень продуктивными в письме содержится ряд ошибочных рекомендаций, которые в конечном счете сведут на нет положительные стороны высказанных в этом документе идей. Поскольку детально рассмотреть все, о чем идет речь, в рамках газетной статьи невозможно, то я ограничусь краткими тезисами.

Три губернатора считают необходимым ликвидировать муниципальное местное самоуправление. Их раздражение в данном случае совершенно понятно, ибо копирование Европейской хартии местного самоуправления привело к превращению этого института, который мог бы стать ключевым для вывода России из кризиса, в фактор дезорганизации управления страной. Но вместо того, чтобы устранить недостатки в построении местного самоуправления, губернаторы предлагают - под флагом сильного централизованного управления и сильной вертикали исполнительной власти - свести его к самоуправлению общественному.

Но ведь сущность централизованного управления заключается в том, что всякое решение Центра принимается с учетом последствий, которые оно может иметь на местах, а всякое местное решение поддерживается Центром после того, как спрогнозированы и оценены последствия для страны в целом. Это предполагает жесткую информационную технологию взаимодействия федерального Центра с субъектами Федерации и местным самоуправлением, что в условиях России возможно при трех условиях: отделении местного самоуправления от государственной власти, предоставлении ему права на судебную защиту (это сделано в действующей Конституции и должно быть незыблемо) и назначаемости руководства исполнительной власти (что на полном основании отстаивают губернаторы). Если же, как предлагают авторы письма, свести местное самоуправление к районам, кварталам и т.п., то это еще больше дезорганизует экономику страны и исключит возможность демократизации России.

Что касается частной собственности на землю, то она формирует не чувство хозяина (от моей активности на этой земле зависит все), а чувство хозяйчика (от меня на этой земле зависят все). Она исключает возможность оптимальной отраслевой и территориальной концентрации производства и расселения населения - а без этого не перекрыть перерасход индивидуальных издержек в сельском хозяйстве России, неизбежный из-за сурового климата и повышенных транспортных расходов, и не сделать его продукцию конкурентоспособной с импортной. Наконец, частная собственность на землю неэкономична и тем самым исключает возможность вывода России из кризиса. Тем более опасна бесплатная передача земли в собственность: ведь если завтра тот или иной участок потребуется для общественных нужд (строительство дороги, газопровода и т.п.), то придется не только выкупать его за счет бюджета по новой рыночной цене, но и тратить время на уговоры будущих собственников.

Не могу согласиться и с точкой зрения трех губернаторов на фермерство. Фермерское хозяйство в России может выжить только в кооперации с крупным сельскохозяйственным предприятием, а последнее выживет лишь в том случае, если фермер будет специализироваться на малотоннажных видах продукции, небольшой объем производства которых не ведет к существенному росту ресурсоемкости и снижению производительности труда. К сожалению, из текста письма следует, что советники авторов не владеют методологией и методикой оценки эффективности фермерского хозяйства. Только этим можно объяснить заявленное в публикации намерение раздать скот по крестьянским дворам.

Авторы совершенно правильно ставят вопрос о необходимости прогностического центра для выработки экономической стратегии развития страны и построения материально-финансовых балансов, однако почему-то связывают это с программно-целевым управлением. Но программно-целевой метод ведет к расчленению экономики страны (районов, городов) на пересекающиеся множества и позволяет оправдать любой волюнтаризм, исключая при этом возможность сбалансированного развития территории.

Не правы губернаторы, когда настаивают на переносе основного бремени налогов на физические лица. Это очередной стереотип, связанный с недооценкой российской специфики - мизерной заработной платы. В США бедняков 4-5%, а в России богачей 2-3%. Ясно, что при таких различиях и подходы к налогообложению не могут быть одинаковыми.

Можно согласиться с авторами письма, что существующая методика и практика трансфертов не выдерживает критики. Но вместо того, чтобы эту методику и практику менять, нам предлагают отказаться от трансфертов вообще. Подобная же ошибка кроется и в идее укрупнения субъектов Федерации. Печальный опыт СССР показывает, что всякое укрупнение ведет к разорению тех территорий, центры которых потеряли свой статус. Для решения задач стратегического (а в ряде случаев - и распределительного) характера в современной России следует использовать крупные экономические районы, передав им ряд государственных функций, но ни в коем случае не трогая административно-территориальное деление.

Как и авторы письма, я не претендую на исчерпывающий характер своих суждений, но полагаю, что высказанные выше соображения расширяют круг взаимосвязей, которые следует учитывать при определении перспектив развития России и построении ее хозяйственного механизма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
799
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2388
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1419
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1763

Другие новости