0
722
Газета Полемика Интернет-версия

26.08.2000 00:00:00

Глубинка и центр: целесообразность противостояния

Тэги: Россия


ВАЖНОСТЬ для будущего страны вопросов, поднятых в президентских инициативах по реформированию вертикали власти, очевидна. Они находятся в центре внимания, продолжая оживленно обсуждаться, и, с одной стороны, получают поддержку части политически активного населения, а с другой - вызывают яростное неприятие их оппонентов. Последнее вполне объяснимо, поскольку затронуты интересы региональных элит. В связи с этим предпринимаются шаги для противодействия планам Центра по реализации намеченных реформ: газеты, ТВ заговорили о создании "антипутинского фронта", о возрастании групп оппозиции в регионах, о готовящейся информационной войне между Москвой и субъектами Федерации. При этом не особо скрывается, что штабы, планирующие организованное сопротивление инициативам центральной власти и объединяющие усилия некоторых представителей с мест, расположены здесь же, в столице, в пределах Садового кольца. Так что насколько предлагаемая нам позиция региональная - еще вопрос.

Одновременно хотелось бы подчеркнуть, что в самих субъектах Федерации указанные проблемы видятся по-другому. Внутренняя ситуация в нескольких областях Поволжья и Западной Сибири знакома мне не понаслышке, так что считаю себя вправе делать некоторые выводы. При этом они не совсем сходны, а порой и полностью противоположны имеющимся, в частности, в материале Андрея Федорова "Сложится ли антипутинский фронт?" и других публикациях в ряде изданий. Даже беглое знакомство с подобными статьями показывает, что их ключевые слова - "борьба", "наступление", "концентрация сил", "сопротивление", "оппозиция" - все больше из военной терминологии. Это, с одной стороны, свидетельствует о боевом настрое и решительности их авторов, а с другой - об отсутствии конструктивного начала в их подходах к решению важнейшей для современной России проблемы реформирования структуры власти. Более того, прослеживается заведомое отрицание возможности компромисса в данном направлении. А ведь юношеский максимализм здесь явно неуместен.

Мнение же российской глубинки по данному аспекту внутренней жизни совсем не так одномерно, как пытаются представить отдельные политики в воображаемых боевых сводках с изобретенных внутрироссийских фронтов. В регионах большинство из числа местной элиты и общественно активного населения вовсе не жаждет и не готовится к великим политическим противостояниям. Наметившийся конфликт ряда глав регионов с Москвой здесь сразу нарекли столкновением "старого" и "нового". Причем под "старым" подразумевается годами сложившийся уклад деятельности губернского руководства во всех направлениях. И сказать, что он пользуется однозначными симпатиями в глубинке, я бы не решился.

Преобразование Совета Федерации и создание федеральных округов многими руководителями больших и малых, государственных и частных предприятий оценивается позитивно. По их словам, нужна система сдержек и противовесов для губернского уровня с контрольными функциями одновременно. Плюс к этому - появление президентской программы, пусть пока еще и не очень конкретной, вселяет надежду на решение "пылящихся под сукном" местных производственных и коммерческих программ, в первую очередь в сфере межрегионального сотрудничества и кооперации. В связи с образованием федеральных округов у бизнесменов и глав предприятий появляются планы по распределению рынков сбыта продукции и промышленной специализации. Нередко эти проблемы годами не решались или из-за слабой экономической команды в областной (краевой, окружной) администрации, или из-за амбиций регионального головы (живы и поныне поссорившиеся соседи Иван Иванович и Иван Никифорович, но в ранге руководителей), а то и просто потому, что глава субъекта Федерации давно управляем местным олигархом (тем и удобен, что послушен), у которого, естественно, все производственные и коммерческие структуры, кроме собственных, - на правах пасынков. Не говоря уже о социальной сфере.

Поэтому подписаться под тезисом из публикации Андрея Федорова о том, что "борьба (с предложениями президента. - С.С.) будет носить структурно общенациональный характер", наверняка пожелает далеко не каждый представитель региональной элиты. Во-первых, потому что, будучи прагматиком и государственником, пожелает оценить эффективность новой структуры власти на деле, а во-вторых, по этой же причине в случае необходимости будет искать и предлагать пути конструктивного совершенствования системы, а не строить "линию Мажино" (по выражению Андрея Федорова) на внутренних российских "фронтах", чтобы "насолить" "зарвавшемуся" Кремлю. Да и сами губернские административные структуры, в лице наиболее объективно судящих о проблеме представителей, заявляют, что с удовольствием разделят с федеральным округом бремя решения насущных вопросов с центральной властью. Дело лишь за тем, чтобы не заволокитить создание новых структур власти в округах, по старой российской традиции поручая их реализацию на местах самым непримиримым противникам из числа сторонников "фронтовых" действий.

Глубинка в большинстве своем ратует и за определенный контроль за региональным руководством со стороны федеральных властей. Не секрет, что кое-где в субъектах Федерации стали складываться группки "неприкасаемых" из числа глав и их замов, а порой и из "верхушки" Законодательных собраний. На несколько выборных сроков здесь уже составлен и утвержден совместно с олигархами сценарий предстоящих выборов и выбраны кандидатуры приемлемых "лидеров" из числа все той же группки. В этой ситуации, естественно, федеральная опека местным властям ни к чему и вызывает лишь раздражение.

К слову сказать, прошедшие в декабре-марте выборы еще раз показали, что такому губернаторскому "роду - нет переводу". Как говорится, чужие здесь не ходят, а это значит, что к некоторым главам регионов на выборах реальных соперников не подпускают и на пушечный выстрел. В дело идет и административный, и все прочие виды ресурсов, вплоть до недозволенных: и подбор "удобных" соперников, и создание помех для ведения предвыборной агитации, и использование рычагов давления на региональные СМИ. Не говорю об этом как о повсеместном явлении, но и единичными имеющиеся факты не назову.

Возвращаясь к вопросу единства мнений у региональных элит по поводу противостояния с Центром, замечу еще раз, что оно не такое уж единодушное. А по ряду аспектов - скорее даже наоборот. Поэтому несомненно, что на линии виртуального антипутинского фронта, выстраиваемого оппонентами, будут зиять огромные бреши, порой размером в целые области и края.

Что до информационной войны между Центром и регионами, которая "может разразиться и иметь самые негативные последствия", то, пожалуй, прогнозы таковых пока не очень обоснованны. На федеральном уровне сторонниками возможного противостояния называются лишь НТВ да "Новая газета". А региональные СМИ, как известно, в России в большинстве своем подневольные, зависящие в немалой степени от того же главы региона. Вот и получается, что вернулись к тому, откуда начинали. То есть к тому, кому выгодна информационная война.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
840
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
906
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
989
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
1713

Другие новости