0
1201
Газета Полемика Интернет-версия

12.05.2001 00:00:00

Неизбежность евразийства - неизбежность тупика

Борис Орлов

Об авторе: Борис Сергеевич Орлов - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИНИОН РАН.

Тэги: евразийство, россия


Признаться, дал себе зарок - не ввязываться в газетную полемику: усилия тратятся, а толку почти никакого. Но категоричность заголовка статьи Вахтанга Чкуасели "Неизбежность евразийства" меня, как принято ныне говорить, "достала". Тем более когда на следующий же день в "НГ" появилось сообщение о создании Евразийской партии России. Так что впору кричать: "Караул! Евразийцы идут!" Если же всерьез, то стоит поосновательней разобраться, что означают все эти "евразийские игры" для России, для ее общества, для перспектив нашего развития.

С доводами статьи В.Чкуасели спорить нет смысла. Она написана по определенному методу - составляется пасьянс из выгодных автору фактов (тут и "антиевропеизм" Пушкина в дело пойдет), а все, на что убедительные возражения найти трудно, объявляется демагогией. Такие "пасьянсы" можно раскладывать годами, вводя в них известные имена и якобы убедительные цифры.

Между тем хотелось бы обратить внимание читателя на главное: в спорах о евразийстве в первую очередь затрагивается не географическая, не геополитическая и даже не этническая проблема, но проблема взаимоотношений человека, общества и государства.

Так получилось, что на той же неделе в телепередаче "Глас народа" ведущая Светлана Сорокина выспрашивала политтехнолога, подсказками которого пользуются нынешние обитатели Кремля, куда же все-таки идет Россия. Тот ответил: "Как куда? В Европу!" На что сидящий в зале депутат Государственной Думы Владимир Рыжков заметил: "А какая Европа имеется в виду - Европа парламентаризма?"

Существенное уточнение! Ведь Европа - это в первую очередь не география и не геополитика, а определенная система общественных отношений и выстроенный на этих отношениях образ жизни. Европа - это то место, где человеку в течение многих столетий удалось отстоять свои личные права и свободы, поставить под контроль общества деятельность государства и создать динамичную рыночную экономику, введя в нее определенные социальные компоненты, что и дало основание говорить о "государстве благосостояния". В этом смысле европейцами можно считать и американцев, предки которых несколько столетий назад поселились на необъятных заокеанских прериях и, руководствуясь теми же принципами, начали выстраивать свой вариант такого же общества с поправкой на местные особенности. Да и переселенцы Канады и Австралии пошли по примерно такому же пути. Так что Европа - это прежде всего умение и способность "обустраивать" пространство, на котором человек живет. Такой образ жизни далеко не идеален, в нем есть свои проблемы, и порой весьма существенные, если взять то же отношение к среде обитания. Но из того, что опробовало человечество за тысячелетия своего существования, - этот вариант жизни, с точки зрения отдельного конкретного человека, является оптимальным. Хотя, конечно, все условно, и человеку, который привык к тому, что государство берет на себя решение многих проблем, его непосредственно касающихся, и освобождает от бремени ответственности за происходящее вокруг, такой порядок вряд ли устроит. Каждому свое. Одна птица летать хочет, другая - в клетке сидеть.

Тут мы и переходим к пониманию сущности евразийства. Каким оно видит человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, и в первую очередь с государством, а конкретнее - с властями? И что показывает нам в этом отношении история негласного соревнования двух систем и их оценка? Для русского интеллигента XIX века Азия - это косность, невежество, неумелые действия коррумпированного чиновничества, застывшая государственная конструкция, неспособность воспринимать новшества, дремотное состояние вне исторического процесса развития человечества. Человек в этой системе - пылинка, существо бесправное, "винтик", как позже выразится один из тех, кто методами восточного деспотизма пытался модернизировать российское государство.

После Второй мировой войны процессы отхода от азиатской формы существования начинаются и в этой части земного шара. Наиболее показателен пример Японии, которая не только совершила технологический прорыв, но и ввела демократические правила, сохранив при этом целый ряд традиций включая институт императора. Другой, совсем недавний пример - Южная Корея. Свой, особый тип модернизации избрали так называемые "азиатские тигры". Наконец, все больше разворачивается в сторону модернизации Индия, пытаясь при этом приспособить введенные после Второй мировой войны демократические институты включая парламент к новым реалиям. Нельзя не упомянуть и процессов модернизации в Китае в рамках коммунистической однопартийной системы. Одним словом, нет больше цельного понятия Азии или Востока, если иметь в виду не географию, а способ существования общества и место в нем человека.

Как в этой ситуации видят перспективы развития общества наши доморощенные евразийцы? Что предлагают они взамен того способа взаимоотношений между человеком, обществом и государством, которые разрабатывала и, заметим, продолжает разрабатывать европейская цивилизация? Увы, все тот же вариант сильного государства с опорой на разветвленное чиновничество и сохранение патриархальных институтов, в первую очередь института традиционной семьи, где глава семьи - полный властитель. То есть тот самый вариант, который обнаружил свою недееспособность в азиатских странах и от которого они сами все дальше отходят. Именно эти соображения и дали мне основание прийти к выводу, что провозглашаемая все громче неизбежность евразийства - это неизбежность исторического тупика со всеми его сопутствующими последствиями. И это когда мы еще толком не выбрались из тоталитарного тупика коммунистической идеологии!

После распада Советского Союза Россия оказалась в ситуации, аналогий для которой просто не существует. На огромном пространстве от западных границ до берегов Тихого океана живет русское население (свыше 80% от общего числа). На этой же территории проживают другие титульные народы автономных республик, не всегда составляющие большинство в этих республиках. Те русские, которые полагают, что Россия - это их страна, где дозволено также жить малым народностям, и те представители титульных народов, которые пытаются выстраивать собственную государственность в соответствии со своими традициями (как правило, клановыми, родовыми), - оказываются в конфликте между собой.

Эти две тенденции проявляют себя и в области идеологии: то в виде "евразийства", стремящегося обосновать право всех национальных групп на совместное проживание, но с упором на приоритет "титульной нации", то в виде "русской национальной идеи", сторонники которой хотели бы создать русское государство по этническому признаку.

Общее, что роднит сторонников той и другой ориентации, - опора на сильное государство, подразумеваемое как совокупность чиновников, руководимых мудрым правителем. И в этом смысле обе они далеки от европейского взгляда на вещи, на взаимоотношения человека и общества.

Но какую же политику проводить в сложившейся реальности, от которой никуда не уйти и не уехать? Прямо скажем, самонадеянны те, кто точно знает, что и как конкретно надо делать. Но все же какие-то общие правила просматриваются, и хотелось бы на них обратить внимание.

Первое. Процесс модернизации - экономической и социальной - не должен сопровождаться утратой культурно-исторического наследия. Это трудно, но это возможно. Наглядный пример - Япония. Оснащенного самой сверхсовременной аппаратурой японца не перепутаешь ни с кем другим по культуре, образу жизни, взгляду на личность и общество.

Второе. Процесс становления политического класса в национальных республиках можно корректировать с соблюдением демократических процедур, позволяющих представителям других этнических групп, в первую очередь русским, состязаться на равных. Без демократии эти национальные республики грозят превратиться в "евразийские минидеспотии".

Третье. Общество должно иметь на разных уровнях и в разных регионах вдохновляющие проекты, которые позволяют представителям разных групп включаться в общий созидательный процесс. Это не фантастика. В качестве примера можно привести программу преобразования Якутии, изложенную недавно в "Новых Известиях" президентом республики Михаилом Николаевым.

В одном из интервью Владимир Путин назвал себя чиновником, то есть таким же, как многие другие, государственным служащим, пусть самого высокого ранга. Это действительно так, и это свидетельствует о скромности президента. Но не следует забывать, что чиновник Путин одновременно капитан огромного корабля, нагруженного мыслимыми и немыслимыми проблемами. И полномочия, которыми его наделило общество, должны помогать ему разрабатывать и реализовывать оптимальный курс. Оптимальный с точки зрения всех пассажиров, находящихся на корабле. И вот уже год прошел, но контуров этого курса что-то не видно. Сильное государство на базе сильной армии - это, конечно, идея крутая, но - из прошлых времен. Известно ведь, чем закончилась затея германского кайзера Вильгельма возвысить державу с опорой на сильный флот.

На дворе ХХI век: новые технологии, новые требования к производству, новые ценностные установки. И тут же обострение этнических конфликтов, новый фундаментализм, новое обнищание и старые социальные болезни. Даже такая огромная страна, как Россия, не может отгородиться от происходящего вовне. Должен быть найден новый подход по принципу: что хорошо для страны, то должно быть хорошо для человечества с точки зрения глобальных тенденций. И наоборот. За "евразийским" или "русско-националистическим" забором спрятаться невозможно.

Кстати, еще один взгляд на сильное государство. На презентации одной из книг в Сахаровском центре в Москве я имел возможность выслушать советника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова. В манере убежденного проводника, знающего, что и как надо делать, он настаивал на том, что функции государства должны быть сильно сокращены, в том числе и распределительные. "Это все социализм", - говорил Илларионов, подразумевая под этим нечто совсем плохое. Рядом со мной сидел один хороший знаток политической жизни Франции. Мы с ним переглянулись и пожали плечами.

Будучи хорошо осведомленным о дирижистской политике де Голля, уж он-то знал, что регулирующие функции государства необходимы даже при самой развитой либеральной экономике. Я подумал тогда, в каком окружении находится наш президент. С одной стороны - бюрократы, предлагающие вернуться к госплановским временам, а с другой - сторонники неолиберального беспредела, которого на самом деле нет ни в одной стране. Государство должно быть на самом деле сильным - но прежде всего своей компетентностью, своей способностью предложить центральную вдохновляющую идею и на ее основе составить план возрождения, как это, к примеру, произошло у японцев, переживших шок и от поражения в войне, и от атомных бомбардировок, и от воинствующей милитаристской стратегии своих генералов.

Куда двигаться России - в Европу или в Азию, - вопрос, на мой взгляд, чисто схоластический. Да никуда не надо двигаться, надо стоять на том самом месте, где и суждено было этой стране состояться как таковой. И решать при этом собственные проблемы. Устанавливать контакты на Востоке и на Западе решительно со всеми, если это в интересах страны, а не только ее военно-промышленного комплекса. Европейский опыт интересен тем, что он дает человеку возможность проявить себя в условиях свободы и достатка, что и является искомым для граждан России. Азиатский опыт? Разве что в сохранении традиций, обычаев, культуры. Да ведь и европейцы от этого не отказываются.

Столкновение евразийского и еврорусского начал будет продолжаться долго. Об истоках этих подходов хорошо написал историк Михаил Сокольский в своей вышедшей на немецком языке книге "Тысячелетний раскол". И одна из главных задач, стоящих перед политиками, да и не только перед ними, - разрешать разногласия путем консенсуса, что и предложил 15 лет назад, в начале перестроечного процесса, Михаил Горбачев. И пытаться при этом выстраивать некую усредненную парадигму, непременными составными частями которой должны быть демократия и сохранение национальных традиций. Осуществление такой политики требует исполнения фигур высшего пилотажа политиками, требует сосредоточения интеллектуальных усилий всех тех, кто причисляет себя и к евразийцам, и к еврорусским, или просто к гражданам России, желающим видеть свою родину процветающей, доброй и открытой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1789
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4356
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2388
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2717

Другие новости